Минск
+17 oC
USD: 2.02
EUR: 2.26

«Серые схемы» по растаможке авто из Европы: на белорусско-украинской границе такой бизнес сходит на нет

Такой номер больше не проходит

Время засилья «евроблях» на дорогах соседней Украины заканчивается. У владельцев нерастаможенных автомобилей осталось меньше двух месяцев на то, чтобы узаконить свои транспортные средства. В противном случае им придется платить огромные штрафы — десятки тысяч гривен. Новые правила ввоза автомобилей с иностранной регистрацией в Украину вступили в силу 25 ноября прошлого года. Несмотря на то что принятый закон вполне лоялен по отношению к владельцам «европейцев», недовольных автолюбителей оказалось все равно много.

С 2015 года по официальной статистике в соседнюю страну ввезли 640 000 авто с иностранной регистрацией. Неофициальная цифра впечатляет куда больше — свыше 2 миллионов.

«Верблюды» живут в приграничье

Эпопея с «евробляхами» в Украине длилась больше трех лет. Экономя на ввозных пошлинах, местные автолюбители пригоняли машины из Евросоюза, не растамаживали и катались на европейских номерах. С 2015 года по официальной статистике в страну ввезли 640 000 авто с иностранной регистрацией. Неофициальная цифра впечатляет куда больше — свыше 2 миллионов. 

Почему в Украине сложилась такая ситуация? Таможенный кодекс запрещает ввоз в страну авто с иностранными номерами для собственного пользования. Однако возможность временного ввоза авто на срок до одного года имеют иностранцы. Именно этой лазейкой и воспользовались многие украинцы. Машины при этом регистрировали на посторонних людей, так называемых верблюдов. В таких серых схемах оказались замешаны и многие наши граждане.

Подобные услуги обходились украинцам в 400—500 долларов. Основную часть этой суммы получали организаторы схемы, какие-­то деньги уходили на «решение вопросов» на украинской границе. «Верблюду» доставалось лишь 20—30 долларов. В приграничных регионах нашей страны даже существовал своеобразный бизнес по доставке местных жителей на границу, где на них оформляли временный ввоз европейских автомобилей. Пенсионер Иван Алексеевич из Кобринского района рассказал, как работала эта схема:

— Позвонил друг сына, предложил заработать 30 долларов. В детали он не вдавался, рассказал, что нужно помочь с оформлением машины на границе. От меня потребовался только паспорт и личное присутствие. Приехали в пункт пропуска «Мокраны», прошли пешком белорусскую границу, а на украинской стороне в очереди уже стояла иномарочка с польскими номерами. Когда подъехали к таможенникам, я лишь подтвердил, что буду ездить на машине в Украине, а ребята сами оформили все документы. Получил свою тридцатку да вернулся домой. И только потом узнал, что в Украину мне путь заказан...

Роль «верблюдов» охотно брали на себя люди, злоупотребляющие спиртным. Вот что рассказал начальник Малоритского РОВД Виталий Гончарук:

— Многие наши «автопо­мощники» ездили на границу с одной целью — заработать на спиртное. Вырученные деньги спускали в ближайшем магазине беспошлинной торговли. Они не раз становились участниками ДТП, попадали в другие неприятные ситуации. Например, один из них потерял паспорт на нейтральной полосе. Мужчина не смог попасть в Беларусь, и его не впустили в Украину. В итоге решил пересекать границу в обход пункта пропуска, за что был привлечен к ответственности. 

В цивилизованном русле

В конце ноября президент Украины подписал два законопроекта — № 8487 и № 8488, которые должны вернуть автомобильный рынок страны в цивилизованное русло. Подготовка и принятие документов Верховной радой сопровождались акциями протеста, которые устраивали владельцы нерастаможенных автомобилей. Дело дошло до крайностей: общественники блокировали автомобильные дороги и пункты пропуска на границах с Евросоюзом и Беларусью. 

Тем не менее многие автовладельцы воспользовались возможностью легализовать свои «евробляхи» и выстроились в многочасовые очереди. Например, львовским таможенникам пришлось перейти на круглосуточный режим работы и увеличить штат сотрудников втрое, чтобы справиться с наплывом людей. Если раньше таможенники оформляли до 70 транспортных средств в сутки, то после законодательных изменений этот показатель вырос в шесть-семь раз. К середине марта жители Украины легализовали около 250 тысяч «европейцев». Больше всего — в Киевской, Львовской, Закарпатской областях. Впрочем, стоит признать,  далеко не все владельцы автомобилей с европейской регистрацией посчитали целесообразным растамаживать свои «евробляхи». 

Дилемма: разобрать или вывезти

Владимир Максимук живет в Ковеле. Этот райцентр находится в 80 километрах от белорусской границы. Во дворе стоит Renault Laguna. Автомобиль Владимир пригнал из Польши в 2017 году. Растамаживать не стал:

— «Лагуну» я купил примерно за 1200 евро. Плюс заплатил 300 евро знакомому перегонщику за легализацию машины. В общем, недорого. Официальная растаможка авто обошлась бы дороже в разы. Моя машина оформлена на какого-то польского пенсионера. Я его в глаза не видел… По большому счету эту лавочку нужно было давно прикрыть. Но власти спохватились лишь тогда, когда продажи «евроблях» превысили реализацию официально ввезенных машин.

Многие автовладельцы воспользовались возможностью легализовать свои «евробляхи».
EPA

О новых правилах таможенного оформления автомобилей из Европы Владимир, разумеется, уже слышал. Он берет калькулятор, ручку. Считает:

— Вот смотрите, по закону для расчета стоимости растаможки машин применяется базовая ставка. Для бензиновых двигателей объемом до 3 тысяч «кубиков» она составляет 50 евро. Для дизельных двигателей до 3500 кубических сантиметров — 75 евро. К ней применяются повышающие коэффициенты, которые зависят от объема двигателя и возраста машины. Моя Renault с дизельным двигателем 1,9 была выпущена в 2004 году. Давай считать: умножаем 75 евро на 1,9 и на возраст машины. Итого примерно 2150 евро. Плюс штраф за нарушение правил ввоза — 8500 гривен, плюс НДС — 680 евро. До 23 февраля действовал льготный период — акцизная пошлина была вдвое меньше. Все равно я посчитал, что это дорого. К тому же человека, на которого оформлена Renault, я точно не найду. Придется продавать машину по запчастям. Другого выхода не вижу. 

Владимир объясняет: продать свое нерастаможенное авто на запчасти не смогут те, кто воспользовался процедурой транзита и оформил «евробляху» на себя:

— Получается, человек нарушил действующие правила транзита. Информация об этом есть у фискальных органов. Рано или поздно они поинтересуются судьбой ввезенного автомобиля, и тогда его владельца ждут проблемы с законом. Суммы штрафов будут фигурировать отнюдь не символические. 

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко разделяет такую точку зрения:

— Если на таможне наш соотечественник засветил свою фамилию, то его действительно может ожидать огромный штраф. И если этот штраф не оплатить, такого человека могут не выпустить за границу — скажут, мол, ты нарушитель, так как у тебя есть транспортное средство, которое ты не вывез. Поэтому лучше вывезти такое авто и снять с себя ответственность. Если же машину ввез иностранец, ее спокойно можно сдать на разборку. Потому что в данном случае правоохранители и фискалы будут искать так называемого верблюда, который таким образом ввез в Украину, как правило, не одну, а часто даже сотни машин… 


Что касается штрафов, то они действительно впечатляют. С 24 мая за превышение срока пользования авто в режиме транзита от 10 до 20 суток штраф составит 8500 гривен — 660 рублей. От 20 до 30 суток — уже в десять раз больше. Более чем на 30 суток (а также за потерю или разукомплектацию транспортных средств) — 170 тысяч гривен, а это 13 200 рублей! Более того, по решению суда транспортное средство может быть конфисковано.

Приемлемый вариант, который устроил не всех

По соседству с Владимиром Максимуком живет его свояк Анатолий. 24-летний парень ездит на старой Audi, которую он также не собирается растамаживать. Еще недавно Анатолий считал себя активистом движения «евробляхеров», участвовал в различных акциях. Теперь отношение к происходящему несколько изменил:

— Стоимость растаможки до ноября прошлого года была просто сумасшедшая. Из-за этого многие украинцы не могли легально купить даже 10-летнюю иномарку, поэтому до сих пор и ездят на ржавых «Жигулях». Конечно, людей такое положение дел возмущало. Активисты требовали снизить стоимость таможенного оформления хотя бы до 500—700 евро. Мне кажется, найден приемлемый выход из ситуации. Да, недешево. Но гораздо дешевле, чем было прежде. К тому же нам предложили 50-процентную скидку на оформление ранее ввезенных авто. Льготный период уже закончился, но даже сейчас акцизный сбор за 8-летнюю «бензинку» составит где-то 650 евро. Это несравнимо с тем, что было раньше. Теперь раздаются другие требования: объявить амнистию, обнулить ввозные пошлины. На мой взгляд, закон и так прописан с максимальными послаблениями для тех, кто ввез авто нелегально. Их ведь могли просто объявить вне закона.

Анатолий убежден — проблему нужно было решать еще и потому, что по дорогам страны ездили и ездят сотни тысяч фактически бесхозных машин:

— Владельцы таких авто, совершив ДТП, часто скрываются с места аварии. Найти их сложно. Практически нереально. Некоторым эта безнаказанность просто сносила крышу: лихачей с «евробляхами» на наших дорогах стало слишком много. То есть эта проблема не только экономического характера. 

Брошены и забыты

В полусотне километров от Ковеля — 10-тысячный городок Любомль. До польских рубежей рукой подать. Местный житель Андрей много лет занимается приграничным бизнесом: возит из Польши в Украину одежду и обувь. Свою 5-летнюю Toyota он легализовал, воспользовавшись льготными условиями. По словам Андрея, многие земляки выбрали другой путь:

— Если машина старая, то проще избавиться от нее, а не платить за растаможку. Это попросту невыгодно. Некоторые мои знакомые оформили транзит на себя. После того как были приняты новые законы, им пришлось вывозить свои авто за пределы Украины. 

К этому варианту решения проблемы уже прибегли многие украинские пользователи авто с еврономерами. Они просто оставили машины на стоянках и обочинах дорог:

— Брошенных авто в приграничных поселках Польши, Венгрии, Словакии в декабре стало действительно много. Некоторые пытались их продать, но сделать это оказалось непросто — предложений слишком много. Спрос практически нулевой. Хорошо, если удавалось выручить хотя бы 100—200 евро за авто. Брошенные машины часто подбирали местные ребята. Увозили в прицепах, разбирали, продавали на запчасти. 

С 24 мая за превышение срока пользования авто в режиме транзита от 10 до 20 суток штраф составит 8500 гривен. От 20 до 30 суток — уже в десять раз больше. Более чем на 30 суток — 170 000 гривен.

Андрей объясняет — легально ввозить 15-летний автохлам из Европы невыгодно. Таможенные платежи могут запросто превысить 3000 евро. Это в несколько раз больше, чем стоимость самой машины. Поэтому после принятия нашумевших законов многие авто, которые не успели пересечь кордон, попросту остались в приграничье. 

Около 100 автомобилей перегонщики оставили в словацком селе Вубля. Староста населенного пункта Надежда Сиркова рассказала украинским журналистам, что бесхозные авто стали настоящей головной болью для местных властей:

— Наличие брошенных машин — это одна проблема. Другая заключается в том, что эти автомобили нередко разбирают на запчасти. То есть части автомобиля исчезают, а кузов остается в селе и валяется как лом. Для небольшого населенного пункта это катастрофа.

В пресс-службе Государственной пограничной службы Украины сообщили, что сейчас на границах со странами ЕС очередей практически не наблюдается:

— Это связано с тем, что уменьшился поток автомобилей на иностранной регистрации. Сейчас фиксируются единичные случаи, когда люди действуют наобум: пройдут — не пройдут. Но мы принимаем соответствующие решения и направляем их в таможенные подразделения, заставляем действовать в рамках законодательства. 

losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...