Стоит ли слепо доверять водителям автобусов свои жизни?

Такой экстрим нам не нужен

Кто виноват в крупных дорожных ЧП с участием общественного транспорта и может ли сам пассажир предотвратить несчастье? Вопрос, конечно, риторический. Когда мы покупаем билет и заходим в салон автобуса, то о возможной аварии думаем меньше всего. Привыкли доверять перевозчикам. А стоит ли?

Авария под Бешенковичами.

Недавно один из читателей пожаловался: его обвинили в склочности. А причина тому — скандал с водителем автобуса, который должен был везти детей на экскурсию за десятки километров. Бдительный папа заметил разные шины на одной оси транспорта, треснутое зеркало заднего вида и другие «мелочи». В итоге не пустил своего сына в поездку. Ребенок в слезах, педагоги недовольны... Стоит ли быть таким щепетильным?

В поисках ответа на данный вопрос я обратилась в прокуратуру Витебской области, где недавно провели соответствующую проверку. Итак, в зону особого внимания прокуроров на этот раз попали автотранспортные предприятия — и государственные, и частные. Как строго они обеспечивают безопасность дорожного движения, соблюдают ли закон?

К сожалению, выводы проверяющих неутешительны: практически повсеместно выявили нарушения при допуске транспорта и водителей на маршруты. Так, около десятка подразделений ОАО «Витебскоблавтотранс» не смогли найти в своих автобусах аптечек с нужными лекарствами и препаратами, а также исправных огнетушителей.

Вместе с ними в числе нарушителей — множество частников и промышленных предприятий.

Неисправные спидометры, наглухо закрытые аварийные выходы, незаконное переоборудование маршруток, незаполненные путевые листы, не пройденные вовремя техосмотры, не соответствующие сезону и сильно изношенные шины, истекшие сроки действия водительских удостоверений — озвученных фактов преступной беспечности предостаточно, чтобы подогреть перед поездкой чувство тревоги любого осторожного пассажира.

Да и разве не опасно, например, отправляться в путь с водителем, состояние здоровья которого в этот момент весьма сомнительное? К счастью, нам зачастую просто везет. Вот и в толочинском подразделении того же «Витебскоблавтотранса» (главного, кстати, игрока на рынке региональных пассажироперевозок!) в журнале предрейсовых и иных медицинских обследований водителей в день прокурорской проверки не было ни единой записи. А на линии в то же время — 7 автобусов… Кто гарантирует, что все шоферы, скажем, трезвы или не находятся на грани сердечного приступа, гипертонического криза?

Риск, конечно, дело благородное. Но, по-моему, не в этих случаях. И покупая билет у официального перевозчика, пассажир вовсе не желает играть в рулетку, получая в виде «бонуса» возможный экстрим. А что касается позиции перевозчиков, то это вовсе не риск, а глупость и преступное легкомыслие, которые чреваты печальными и даже трагическими последствиями. Но ведь кто-то и конкретно берет на себя ответственность за выпуск на линию неисправных машин и непроверенных водителей? Получается, должностные лица тоже ходят по острию. И те меры, которые сейчас приняла прокуратура области в виде десятков представлений, предписаний, поручений и дисциплинарных производств, — самое меньшее из возможных для них зол.

А ведь даже при отличном техническом состоянии транспорта и надлежащем здоровье водителей есть еще и человеческий фактор. Водители откровенно лихачат, не глядя на то, что за спиной, в салоне, — десятки пассажиров. За два месяца только в Витебске инспекторы ГАИ в ходе специальных рейдов выявили 114 нарушений правил дорожного движения водителями маршрутных транспортных средств! Какие? Бесшабашные «асы» проезжают перекрестки на запрещающий сигнал светофора, не пропускают людей на нерегулируемых пешеходных переходах, во время движения разговаривают по телефонам, трогаются с места при открытых дверях салона, нарушают правила маневрирования…

На днях Витебщину всколыхнула еще одна тревожная новость: возле Бешенковичей в аварию попал школьный автобус, который столкнулся с маршрутным такси «Газель». К счастью, 15 школьников и детсадовцев, находившихся в автобусе, не пострадали. А вот восьмерых призывников, которые на маршрутке ехали в военкомат, а также водителя «микрика» пришлось доставить в больницу. Четверых в итоге госпитализировали. Причина ЧП — 56-летний водитель школьного автобуса при выезде на главную дорогу не пропустил маршрутку. Опять человеческий фактор?

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter