Такова сельская жизнь

Правительство продумывает механизмы, которые помогут оздоровить экономику АПК

Правительство продумывает механизмы, которые помогут оздоровить экономику АПК...

Правительство продумывает механизмы, которые помогут оздоровить экономику АПК. Об этом рассказал на недавнем заседании Президиума Совета Министров Премьер–министр Михаил Мясникович. На этой встрече проходило окончательное обсуждение целого пакета документов, которые в идеале должны улучшить ситуацию в АПК страны. Обсуждался блок из пяти законопроектов. Последний месяц законотворчеством занималась специально созданная Президентом межведомственная рабочая группа.


Предваряя заседание, Михаил Мясникович заметил, что рабочая группа сложа руки не сидела. Был проведен целый ряд заседаний как в полном составе, так и по подгруппам, состоялось рассмотрение текущих вопросов в сельском хозяйстве с «защитой» каждой из областей. Бросали клич о коллективном мозговом штурме и в широкие массы — на своем сайте Правительство принимало предложения по улучшению работы сельского хозяйства от граждан и сельхозорганизаций.


В результате подготовили ряд предложений, многие из которых можно назвать интересными. Хотя, как пояснил Премьер–министр, революции в данном вопросе ожидать не стоило. Большинство выдвинутых решений предсказуемы, и, можно сказать, особых подсказок для того, чтобы их сформулировать, не потребовалось.


Главным документом, который вскоре ляжет на стол Президента, считается проект указа «Об основных направлениях государственной аграрной политики до 2020 года». Он обещает совершенствование господдержки села с учетом всех новых требований Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также жестких норм ВТО. В частности, в документе оговорено, что непосредственно сельхозпроизводителям господдержка будет осуществляться путем прямых выплат на единицу земельной площади, голову окота, реализованную продукцию и т.п. Также речь идет о компенсации диспаритета цен, финансировании текущей деятельности, оказании индивидуальной поддержки. А вот косвенные меры господдержки субъектов АПК будут реализовываться посредством налоговых льгот, предоставления гарантий по кредитам, реструктуризации задолженности, госзаказа.


Обещают в Правительстве и поэтапный переход к свободному ценообразованию. Закупочные и оптовые цены на продукцию АПК будут рыночные с элементами государственной поддержки, а розничные — рыночные с элементами социальной защиты. Госрегулирование ценообразования сохранится только там, где оно необходимо. Например, при формировании закупочных цен на сельхозпродукцию, закупаемую для нужд государства, или в случае значительного роста цен на отдельные группы товаров. К «особым» случаям относят также возможные эпизоды острой нехватки отдельных социально значимых видов продукции на рынке продовольствия, чтобы не допустить рост монопольных проявлений.


Один из механизмов, который сможет оперативно разрулить ситуацию с «плохими» кредитами и ростом задолженности по платежам, — реструктуризация долгов. Премьер–министр в данном случае подчеркнул, что речь идет не о полном прощении задолженностей, а именно о предоставлении финансовых послаблений. Реструктуризация задолженности неэффективных сельхозорганизаций подразумевает предоставление им отсрочки по инвестиционным кредитам и лизингу до 5 лет. Предприятиям также обещают дать послабление и в части снижения налоговой нагрузки. Более того — обещают освободить от налога на прибыль на сумму направленных в сельхозпроизводство инвестиционных и текущих затрат.


Подводя итоги проделанной за месяц работы, Михаил Мясникович обозначил некоторые моменты, по которым, на его взгляд, Правительству еще предстоит поработать. По словам Премьер–министра, было уделено недостаточно внимания вопросам кадровой политики на селе, а также мотивации труда работников, соблюдению технологий, сохранению дисциплины и ответственности. Ведь, по словам Михаила Мясниковича, одной из главных проблем АПК считается именно дефицит в отрасли квалифицированного персонала. Для ее решения в Правительстве обещают увеличение с 30 до 60% контрольных цифр целевой подготовки специалистов по специальностям сельскохозяйственного профиля, а также повышение уровня зарплат в сельхозорганизациях в зависимости от финансовых результатов их работы.


Александр БЕНЬКО.


Опыт детального изучения проблем строительства оказался весьма полезным. Специальная комиссия вникла в такие мельчайшие нюансы, до которых раньше просто не доходили руки. Как известно, такую работу решено продолжить в других жизненно важных для экономики и общества отраслях. По распоряжению Президента созданы комиссии по изучению деятельности жилищно–коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса. Они оперативно включились в работу. О промежуточных ее итогах и первых выводах о положении дел в сельском хозяйстве наша беседа с членом рабочей группы по решению проблемных вопросов в АПК, заместителем начальника главного экономического управления Администрации Президента Петром КАЗАКЕВИЧЕМ.


— Петр Петрович, какие цели ставит перед собой комиссия на данном этапе?


— С 2005 года наше сельское хозяйство развивалось динамично. Мы постоянно обеспечивали рост производства сельхозпродукции, кроме минувшего года. За время реализации Госпрограммы по возрождению и развитию села государство создало достаточно мощный механизм для формирования аграрной отрасли.


Но потом он постепенно начал давать сбой. В прошлом году, например, объем производства продукции в сельхозорганизациях по сравнению с предыдущим сократился на 3,4 процента. Количество убыточных хозяйств без господдержки возросло в 1,8 раза и достигло более 900. Суммарный их убыток увеличился в 3,8 раза.


Причин тому немало. Многие сельхозпредприятия оказались без оборотных средств, в первую очередь направляя их на укрепление материально–технической базы. Усугубил ситуацию и рост кредитных ставок. После расчетов с банками прибыльные предприятия становятся убыточными. На результаты работы аграриев не лучшим образом в прошлом году сказались и неблагоприятные погодные условия. В итоге многие проблемы села обнажились настолько остро, что требуют безотлагательного решения.


На необходимость улучшения ситуации в отрасли неоднократно указывал Президент, требуя вывести ее работу на самофинансирование. По его распоряжению создана рабочая группа для решения проблемных вопросов в АПК. Она должна наработать и предложить аграриям такой механизм хозяйствования, реализация которого позволит им решить основные проблемы, повысив в конечном итоге эффективность отрасли. При этом не следует тешить себя иллюзиями, что после принятых решений в одночасье будут решены все проблемы.


– Петр Петрович, какие механизмы укрепления финансово–экономического положения АПК предлагает рабочая группа? Что нового ожидать в ближайшее время?


— Сельское хозяйство должно стать сферой агробизнеса. Нововведения, можно сказать, базируются на двух основных платформах — мерах государства и действиях самих производителей сельхозпродукции. Прорабатываются пути повышения эффективности, увеличения отдачи вкладываемых средств, реструктуризации задолженности. Но, как показывает мониторинг, многие беды в отрасли и из–за неорганизованности, нарушений технологических требований и трудовой дисциплины. В конечном итоге все это сказывается на благополучии сельхозпредприятий.


— Их обязательства уже зашкаливают. Иные хозяйства не могут свести концы с концами и, пожалуй, смирились с таким положением, часть по–прежнему рассчитывает на списание долгов...


— Суммарная задолженность хозяйств действительно большая. По итогам 2013 года она почти на 21 процент выше выручки. Неисполненные обязательства образовались по разным причинам: из–за недостаточных объемов производства и реализации, значительных затрат, в том числе и по причине нарушений технологии при невысоких продуктивности животных и урожайности культур, сдерживания закупочных цен, высоких ставок банковских кредитов и некоторых других. Рассматривалось несколько путей оздоровления. Остановились на реструктуризации. На этот счет уже подготовлен соответствующий проект указа Президента.


Но для его реализации необходим определенный финансовый ресурс. Как, впрочем, и для проведения других преобразований. К сожалению, во что обойдется реструктуризация, пока неизвестно. На данном этапе основная проблема сводится к двум подходам: реструктуризировать долги всех сельхозпредприятий, то есть около полутора тысяч, либо проводить ее только у так называемых неплатежеспособных. Пока банки готовы предложить средства для последней группы хозяйств. Но на недавнем заседании рабочей группы Премьер–министр Михаил Мясникович поручил создать рабочую подгруппу из специалистов, чтобы самым тщательным образом изучить данную проблему по обеим позициям.


— А какая точка зрения у вас: проводить реструктуризацию выборочно или в целом по отрасли?


— Мне как члену рабочей группы хотелось бы дать глоток чистого финансового воздуха всем хозяйствам. Так, наверное, более справедливо. В подготовленном проекте указа тоже заложены элементы справедливости. Она заключается в том, что реструктуризацию предоставляют не непосредственно неплатежеспособным хозяйствам, а тем, кто их захочет выкупить или присоединить. Только в этом случае будут определенные льготы.


Нечто подобное мы уже проходили, когда в свое время оздоравливали убыточные сельхозпредприятия. Не все тогда получилось так, как хотелось, но в целом принятые меры дали положительный эффект.


— Как известно, очередные перемены ожидают райсельхозпроды. На последнем расширенном заседании рабочей группы с участием председателей рай– и облисполкомов некоторые не поддержали такую идею. Из каких соображений исходила рабочая группа, когда предлагала перераспределить функции райсельхозпродов?


— Результативная работа сельхозпредприятий возможна лишь в том случае, если руководители и специалисты сельхозорганизаций получат реальное право самостоятельно избирать наиболее выгодные механизмы хозяйствования с учетом интересов государства. Но для этого, как известно, необходимо разграничить функции государственного и хозяйственного управления организациями сельского хозяйства. Иначе каждый по–прежнему будет преследовать свои цели.


Ведь ни для кого не секрет, что управление повседневной работой предприятий АПК в районах основано по типу «единого большого колхоза». Проводятся селекторные планерки, иногда ежедневно, а в отдельные периоды — и по два раза в день. В результате подавляется деловая инициатива руководителей и специалистов, определяются технологии производства, рынки сбыта продукции. На руководителей возлагается лишь ответственность за выполнение поручений, которые, как показывают примеры, не всегда отличаются высокой компетентностью. Безынициативность и пассивность руководителей на местах также во многом обусловливают то, что мы сегодня имеем на селе. Исходя из таких соображений и предлагается разграничить функции государственного и хозяйственного управления в АПК.


За органами государственного управления предлагается оставить бюджетное финансирование программ — таких, как мелиорация земель, семеноводство, племенное дело, ветеринария и другие. Плюс контроль за целевым использованием средств, организация закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, мониторинг аграрного законодательства, стратегия развития и формирование целевых производственных программ, регулирование продовольственных рынков, организация аграрного образования, внедрение достижений науки и некоторые другие.


Что касается непосредственного управления производством, то это должна быть функция самих хозяйств и их объединений. Вмешиваться государственные органы в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций должны лишь в пределах контроля за санитарно–гигиеническим и экологическим благополучием, а также в сфере соблюдения законодательства.


Для более эффективной модели управления производством предлагается упорядочить структуру органов государственного управления агропромышленного комплекса, прежде всего районных управлений сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК. Предлагается ликвидировать их как юридические лица, а в райисполкомах создать отделы или управления по агропромышленному комплексу. Они и будут обеспечивать в аграрной сфере государственные интересы.


Из квалифицированных специалистов, в первую очередь агрономов, зоотехников, будут формироваться коммерческие консультационные центры.


— Но проблемы в АПК некоторые объясняют еще и дефицитом руководящих кадров, механизаторов, животноводов.


— На селе работают более 60 тысяч руководителей и специалистов. Если их разделить на количество сельхозпредприятий, то на каждое приходится в среднем 41 человек. Не многовато ли? При этом многие из них с высшим образованием, имеют богатый опыт работы, прекрасно зарекомендовали себя на производстве. Они могут переходить в консультационные центры, работая там и на договорной основе. Кстати, это касается и специалистов райсельхозпродов. Предоставление самостоятельности хозяйствам должно способствовать реализации профессионального мастерства руководителей и специалистов, повышению их ответственности за результаты работы.


В мире нет такой страны, чтобы столько специалистов с высшим образованием, как у нас, занимались выполнением производственных процессов. В большинстве из них действуют консультационные центры, или, как называют их, консалтинговые структуры.


— Но бытует мнение, что сельское хозяйство без частной собственности, имея в виду землю, эффективно развиваться дальше не сможет. Говорят, ей нужен настоящий хозяин–собственник.


— Действительно, такое заключение не единично. Но с ним можно поспорить. Ведь некоторые наши сельхозпредприятия уже не раз доказали обратное. Они получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур, надои молока, вполне могли обходиться без поддержки государства. Поэтому, видимо, неверно все сводить к частной собственности на землю. У нас ей есть достойная альтернатива — аренда.


При желании можно арендовать не только государственную, но и частную землю, как поступают некоторые фермеры США. В последнее время там активно ведется укрупнение фермерских хозяйств. На определенных условиях фермеры сдают свои участки коллегам.


У нас же частной собственности на землю, скорее всего, не будет. По крайней мере, на данном этапе. Земля по–прежнему останется за государством и в ближайшее время будет сдаваться в аренду до 99 лет. За это время на ней могут полностью самортизироваться строения, другое имущество. Сменится и несколько поколений хозяев–пользователей. В таком случае может возникнуть только вопрос частной собственности на землю под строениями. Но на этот счет у нас уже действует соответствующее законодательство. А вот вопрос собственности на имущество и получаемую с его помощью продукцию для нас актуален и более значим. В этом плане и нарабатываются предложения в рабочей группе. Понятно, что самая рыночная форма организации — акционерное общество. Только путем покупки пакетов акций можно сформировать новых собственников.


Один из вариантов, который пока не обсуждался на заседании рабочей группы, но имеет право на жизнь, это распределение пакета акций между государством и трудовым коллективом. Первый акционер получает 51 процент, а остальные продаются работникам. Но зона перемещения акций ограничивается только рамками трудового коллектива. При этом в распределении своего пакета должны участвовать и те, кто когда–то работал в сельхозпредприятии. Потом каждый может распоряжаться ими по своему усмотрению, но опять же — только в рамках своего трудового коллектива.


Скорее всего, через некоторое время приличная сумма акций может оказаться у двух–трех человек. И если кто–либо из них или инвестор изъявит желание купить и долю государства, то почему бы ее не продать, если, конечно, хозяйство начнет эффективно работать.


Это только один из путей передачи имущества в частную собственность. У таких владельцев появится совсем другое отношение к производству, а сам он перестанет быть временщиком.


— Петр Петрович, госзаказ всегда был святым долгом сельхозпредприятий перед государством. Они знали, что есть кому продать свою продукцию и получат за нее определенную сумму денег. Обсуждались ли предложения о взаимоотношениях между производителями и переработчиками в новых условиях хозяйствования?


— Госзаказ определяет нормативно–правовая база. Теоретически переработчики с производителями должны работать на договорных условиях и нести друг перед другом определенные обязательства. Не выполнил условия — возмести потери, если это не форс–мажорные обстоятельства. Но госзаказ для многих наших переработчиков в последнее время стал своего рода манной небесной. Сельхозпредприятия, можно сказать, обязывают доставлять на приемный пункт продукцию, но своевременно с ними не рассчитываются из–за нехватки денег.


Этот вопрос тоже обсуждался на заседании рабочей группы. Было принято решение, что госзаказ должен включать те виды продукции, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. В первую очередь это зерно, частично и кукурузное, некоторые другие культуры. Вся остальная продукция должна закупаться на договорных началах между производителем и переработчиком. Как они договорятся, это их дело. Примерный образец договора будет подготовлен специалистами Минсельхозпрода. Госзаказ должен стать не обязаловкой, а элементом конкуренции и оставаться привлекательным для сельхозпроизводителя.


— В последнее время все чаще говорится о внедрении экономических методов хозяйствования. Но в то же время сельхозпредприятия ориентируют на валовые показатели. Нет ли в этом противоречия? Может, пора сконцентрировать внимание аграриев на совершенствовании экономических условий хозяйствования?


— Со своей главной задачей — обеспечением продовольственной безопасности — аграрии справляются успешно. Сегодня на повестке дня стоит другая не менее важная задача — улучшение экономики отрасли. Минсельхозпрод и НАН Беларуси в качестве основного критерия оценки работы предлагают ввести прибыль в расчете на 1 балло–гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. При этом обязательно будут учитываться объективные условия его формирования, например, присоединение убыточных хозяйств. Это позволит более объективно оценивать результаты хозяйствования.


— Если излишки сельхозпродукции продавать по свободным ценам, как некоторые предлагают, то это скажется и на розничных. Насколько готовы к такому варианту хозяйственный механизм и сельхозпредприятия? Прорабатываются ли его последствия?


— Этот вопрос требует глубокого и всестороннего изучения, чтобы не наломать дров. Цены — главный фактор, влияющий на выручку хозяйств. Если на потребляемые аграрным производством ресурсы они свободные, а на сельхозпродукцию — регулируемые, то упущенную выгоду аграриям надо компенсировать из бюджета.


Но более справедливо сделать свободными и цены на продукцию села. Однако если отпустить закупочные, то они, скорее всего, скажутся и на розничных. Поэтому теперь рабочая группа изучает все последствия такого предложения, в том числе и механизм защиты малоимущих и социально незащищенных слоев населения. Эти люди не должны стать беднее.


В целом перед рабочей группой стоит очень непростая задача — найти подходы, которые позволят в ближайшее время уйти от затратного производства и повысят эффективность нашего сельского хозяйства.


Беседовал Анатолий ЦЫБУЛЬКО.


Комментарий в тему


Владимир ГУСАКОВ, председатель президиума Национальной академии наук:


— Сейчас в нашем АПК накопилось немало проблем, но все они непроизводственного плана. С этим в отрасли как раз все очень неплохо — имеется тенденция к росту объемов сельхозпродукции, обеспечена продовольственная безопасность, достигнуты большие объемы экспорта.


Проблемы возникают именно в финансово–экономической сфере. Самый главный парадокс заключается в том, что чем больше предприятие производит продукции, тем больше получает убытков. Почему так происходит? У нас в последние годы складывается диспаритет между ценами на продукцию сельского хозяйства и стоимостью промышленных ресурсов. Ведь чтобы сельское хозяйство хорошо работало, туда должны постоянно поставляться машины, механизмы, тракторы, удобрения, средства защиты. Но цены на эти ресурсы у нас опережают рост цен на сельхозпродукцию. Кроме того, за последние годы накопилась серьезная задолженность сельхозпредприятий перед банками и бюджетом. Портят картину и очень высокие ставки по кредитам, которые не позволяют аграриям брать кредиты и вкладывать эти деньги в производство.


В межведомственной рабочей группе представлены не только органы власти, но и производственники, и ученые. По ряду направлений НАН разрабатывала и вносила свои предложения — в области ценового регулирования, в налоговой сфере. Как вы знаете, по итогам заседаний группы уже подготовлены проекты указов Главы государства, а также декрет по стабилизации и совершенствованию экономических отношений в АПК.

 

Советская Белоруссия №47 (24430). Четверг, 13 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
Пока сельское хозяйство не поставят на индустриальную основу - оно будет разрушаться и постоянно датироваться государством, через АПК будут омываться миллиарды и триллионы рублей, будет процветать бесхозяйственность и коррупция.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Господин Гусаков!<br />
Что сделала ранее АН РБ за бюджетные (народные) денежки для того, что бы цены, например, на всё то, что производит АПК РБ не росли?! Если АН РБ сделала, но не внедрила, то - почему, что помешало, кто помешал?! Если АН РБ сделала и внедрила, но цены продолжили расти, то - почему, что мешает, кто мешает?!<br />
P.S. При внедрении (естественно на основании лицензионных договоров и/или договоров подряда) моих некоторых новаторских идей, я уверенно гарантирую, цены на всё, что производит АПК РБ не только остановятся, но и начнут снижаться для граждан Беларуси. И это реально возможно на фоне возрастающей валютной выручки, так необходимой Белорусскому бюджету...
валерий
Меры интересные, их обсуждали ещё десять лет назад. Видимо, пришло время действовать. Только разрушается ещё одна структура административного управления, не повлечет ли она за собой вовлечения в безработицу толковых специалистов, ведь большинство из работающих в районных структурах АПК, живут в городе.
АЮВ
Суета сует и томление духа. Никогда в этой системе координат экономика страны, в том числе АПК, хорошо работать не будет. Колхозы "мертвые". Сами не ходят. А государство их носит. Им уже всё равно сколько и кому должны. Смело берут кредиты под любые проценты. Заранее не собираясь отдавать. Техника или оборудование в лизинг? Ради бога! Плачу первоначальный взнос 2,5% стоимости. Забираю трактор. Всё!!! Платить дальше? "Каселёк. Каселёк. Какой каселёк? На. Найди." Подавайте в суд. Забрать обратно? Согласен. Только не заберете. Она уже "добита" до состояния металлолома. Это не очернительство всего и вся. Есть. Конечно есть! Кое-что. В основном, правда, частное. В Но это исключение из правил. Которые подтверждают правила. В каждом районе есть одно-два живых СПК. Остальные мертвые. В мертвые, правда, высокое начальство не появляется. Но продолжает их носить. Повторяю - сами не ходят.
Виктор
Детство прошло в деревне. В 6-7 классе работал, подрабатывал на тюках, на дороге-каменке подсобником. Мама здоровье на ферме оставила. Что изменилось по отношению к простым колхозникам? Ничего. Да, есть десятков несколько "показных" хозяйств, может где то и действительно хороших, но остальные то....Знаю несколько фермеров. Ничего, не бедствуют. Землю хорошую тяжело получить. Но даже и на неудобицах умудряются получать хорошие урожаи. Не знаю, помогает им кто дотациями или нет, не владею информацией. Но работают они на себя, это точно. Да и в сезон дают заработать другим. Ну так развивайте фермерство! Аренда, значит аренда. Земли. 99 лет-неплохой срок. Только без вольного трактования местными властями условий этой аренды. А там фермеры сами разберутся, что им нужно. Жизнь заставит "нос по ветру" держать. Может и в кооперативы объединятся нужно будет...Кто знает. Только без директивности со стороны чиновников. А то у нас если у кого то всё получается хорошо, находится "масса желающих" со стороны начальников всяких уровней порешать вопросы своей или чьей о бесхозяйственности за счёт этого хорошо.
АЮВ
Добавлю. "Командиры" должны отвечать за свои команды и указивки. Заводам, колхозам доводятся задания что производить и сколько сеять. Так вот: Я (завод, колхоз, etc.) ваши задания выполнил. Произвел, к примеру, 2000 тракторов. По вашей команде. Теперь купите у меня то, что вы закомандовали. Чтоб я мог расплатиться с банком, поставщиками семян, удобрений, ГСМ и выплатить людям зарплату. А куда вы это сбудете - ваша команда и ваши проблемы. И не болтайте, что ты сам дурак - не умеешь торговать. Вы умеете. Умные. Торгуйте. Или умеете только команды отдавать и ни за что не отвечать.
макар
Отпуск цен при государственной моноплии на производство-нонсенс.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?