Берлинский и Каннский кинофестивали подписали специальный «меморандум о гендерном равноправии»

Такое вот кино

Берлинский и Каннский кинофестивали подписали специальный «меморандум о гендерном равноправии». По этому документу количество мужчин и женщин режиссеров, представляющих свои фильмы на конкурсах, должно быть одинаково. Известие возмутило российского режиссера Андрея Кончаловского. По его суждению, мужчин-режиссеров в мире объективно больше, следовательно придерживаться такого баланса — абсурд. И вообще, заключенное соглашение — еще одно свидетельство заката Европы, пригвоздил Кончаловский.

Мнения участников спор-клуба «СБ» на этот счет разделились. Один уверен, что дамам приходится отвоевывать достойное место в социуме чуть ли не с боем. И в этом нет ничего противоестественного. Второй пожимает плечами, убежденный в том, что само по себе участие в конкурсах без всяких квот, а по критерию таланта — и есть истинное равноправие. Чью сторону примет читатель?


Работа над ошибками

Наверное, я должен проявить мужскую солидарность и зааплодировать режиссеру Кончаловскому. Но нет. Он абсолютно не прав. Тот факт, что Берлинский и Каннский кинофестивали подписали специальный меморандум о гендерном равноправии, свидетельствует вовсе не о «закате Европы», как изволил выразиться известный кинодеятель. Это известие говорит нам о том, что Европа проводит огромную «работу над ошибками», — помнишь, в школе была такая форма исправления диктантов и сочинений? Надо ли тебе объяснять, в чем состояла одна гигантская ошибка? Если надо, объясню.

«Равные права — всем, особые привилегии — никому»

(Томас Джефферсон).

Представь, Дмитрий, что ты годами не выходишь из дому. Круг твоего движения ограничен кухней и детской комнатой. Ты варишь супы и вытираешь детям носы. У тебя не хватает времени даже пообщаться с друзьями, ведь ты покорно ожидаешь, когда твой партнер вернется с работы, — его надо накормить и спать уложить. Именно по этой причине он запрещает тебе заниматься творчеством и саморазвитием. Он становится знаменитым ученым и талантливым режиссером, ярким художником и маститым руководителем. А ты, по его же выражению, обеспечиваешь тыл. В результате ему достаются лавры и почести, а ты остаешься, по меткому фронтовому выражению, скучной и беспомощной «тыловой крысой». Целиком зависимой от партнера. 

А теперь прикинь, что такое положение длится не год и не два. А веками. Целые столетия женщин держали на вторых ролях, и только недавно человечество осознало, насколько это было несправедливо. Теперь католическая церковь, например, извиняется за ужасы инквизиции. А весь цивилизованный мир просит прощения за не менее кошмарный перекос в гендерном вопросе. И пытается исправить ошибку побыстрее, то есть не постепенным эволюционным путем, а посредством жесткого политического и социального диктата. 

Женщин, если ты не заметил, искусственно вводят не только в конкурсные программы кинофестивалей. Гендерные квоты появились также на производстве и в бизнесе: во многих странах существует требование, чтобы не только в штатах компаний, но и в их советах директоров половину постов занимали люди в юбках. Считаю, что это правильно: если женской половине общества не помочь таким образом, сама она не справится с занятием достойных позиций. У дам слишком слабые локти, чтобы толкаться ими со здоровенными мужиками, которые обосновывают свое лидерство «вековыми традициями» или даже физиологией, как говорит режиссер Кончаловский.

Я понимаю противников женской эмансипации и феминизма, сам был таким. Да, яростная борьба женщин за равноправное место под солнцем идет против установившихся правил и вопреки привычным стереотипам. Это дискомфортно и необычно, как все новое. Но в том-то и дело, что правила пора менять, от привычек отказываться, стереотипы разбивать в пух и прах. Чем как раз занимаются дирекции Берлинского и Каннского фестивалей, за что им честь и хвала: они, пусть и насильственно, но загоняют участников (и зрителей заодно) в новый мир, где нет места угнетению по половому признаку. 

Разумеется, ты можешь добровольно покрываться мхом, оставаясь динозавром уходящей эпохи. Имеешь право транслировать замшелые взгляды таких ретроградов, как Кончаловский. Но учти — ваше время уходит. Еще немного, и вы будете осмеяны, как носители несовременных идей. Я так не хочу, мне охота идти в ногу со временем и считать женщин не менее талантливыми, чем мужчины. А причина того, что их таланты не раскрылись раньше, что среди них немного режиссеров, писателей и композиторов, находится в зеркале. Взгляни на себя. Ты, как олицетворение мужского мира, тоже виноват в том, что наши подруги по планете до сих пор не смогли реализоваться в полной мере. Пора, я считаю, поработать над этой ошибкой.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Уступите даме место… На пьедестале

Ну, Роман, с «закатом Европы» господин Кончаловский, может, и хватил лишку. Тут и крахом кинематографа пока не пахнет. Хорошее кино выбирает все же не жюри кинофестиваля, а зритель, и голосует за него своим рублем. И он как ходил на близкие его уму и сердцу ленты, так ходить и продолжит. А вот статус изменивших регламент фестивалей, убежден, пошатнется. Их награды неизбежно девальвируются. Потому как выбор из фильмов и выбор из личностей режиссеров по гендерному признаку — это уже, как говорится, две большие разницы. Кинофестивали перестают быть кинофестивалями. Их уже надо будет как-то иначе называть.

«Чем больше женщины стремятся освободиться, тем несчастнее они становятся»

(Брижит Бардо).

Вообще же, мы вступили в очень любопытный период феминизации. Если не к ее закату в классическом смысле. Смотри, дружище, что получается. Сначала активные дамы стали бороться за свои реально ущемленные права. Действительно, во многих странах для женщин существовали ограничения. Например, для самореализации в общественной или политической жизни. Они не могли избирать народных представителей или быть избранными ими. Но вода камень точит — и теперь такое ущемление видится даже несколько диковатым. По большому счету, женщины давно получили равные права с мужчинами во всех сферах. И то, что они могут без каких-либо ограничений наравне с мужчинами участвовать в кинофестивалях, — тому подтверждение. И на этом месте вдруг начинается: «уступите даме место», «пустите, я же девочка»… Но это же сексизм какой-то, против которого так самоотверженно борются феминистки.

Ты говоришь, Роман, что для того, чтобы занять достойное место в социуме, женщинам приходится работать локтями и в этом нет ничего зазорного. Мой друг, с такой соглашательской позицией ты, не ровен час, получишь локтем по печени так, что не встанешь. Сегодня леди требуют половинную квоту на участие в фестивале, а завтра отожмут обязательные 50 процентов призового фонда, статуэток. Или какие там у них еще есть плюшки? Ну как же, они же девочки, надо уступить. Не находишь ли ты здесь признаков уже ущемления прав мужчин? Весь такой Феллини снимет гениальное кино, а ему за это кукиш. Без обид, старик. Просто квота на мужские призовые места уже выбрана. Поэтому награда уходит вон той блондинке с короткометражкой про котиков, снятой на мобильник.

Я нисколько не против женщин в кинематографе. Есть среди них яркие режиссеры. Классический пример — советский сериал «Семнадцать мгновений весны». И нашу Дарью Жук никто к вершинам славы на аркане не тянул. Сама. Я против того, чтобы дамы шли к признанию не через искусство, а только потому, что они дамы. То есть не сами шли, а настаивают на том, чтобы их туда вели за ручку.

Ну хорошо — хотят фестиваль, пусть будет фестиваль. Никто же не мешает организовать в тех же Каннах или Берлине фестиваль женского кино. Делайте и резвитесь. Но то ли организаторских способностей не хватает. То ли есть понимание, что мероприятие такого рода публика воспримет с прохладцей, а фиаско допустить ну никак нельзя. Между тем никому же не приходит в голову вводить квоты на гендерный состав футбольных команд. Захотели женщины играть в футбол — пожалуйста, но отдельно. Появился женский футбол. Есть женские тяжелая атлетика, борьба, бокс. Да фактически любой вид спорта. И на Олимпиаде мальчики и девочки выходят на беговую дорожку по отдельности. Никто никого не ущемляет, все довольны, и у тех, и у других есть свои равноценные медали.

Почему в искусстве должно быть по-другому? Почему мужики, если даже объективно бегут быстрее, должны притормаживать и лишаться своих заслуженных наград? Если дальше идти таким путем, нам, Роман, придется отдать своим спутницам даже наши избирательные права. Просто так. Чисто из благородства. Ты готов к этому?

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

БРЕЙК!

Ох, ребята, старик Кончаловский сам, похоже, запутался и вас сбил с пути. Никто не говорит о том, что теперь в фестивальных конкурсах должно быть поровну мужских и женских фильмов, это абсурд. Речь идет об отборщиках кино, о тех, кто фестивали организует, проводит и оценивает — именно в оргкомитетах призывают соблюдать гендерный паритет. В предыдущем столетии в кино всем заправляли мужчины, и Роман довольно толково обрисовал ситуацию, хоть и слегка неискренне, как мне показалось. А женщин в режиссуре теперь станет больше — это естественный процесс, и оценивать их будут комиссии не только мужские. Дима в своем отрицании очевидного и неумении вовремя остановиться напоминает визгливого Ипполита из романа Достоевского «Идиот». Дима все еще оставляет за женщинами право снимать лишь кино о котиках и на мобильный телефон? Напомню вам, что Кэтрин Бигелоу выиграла не так давно «Оскар» с картиной о буднях саперов в Ираке и обошла в фестивальной гонке своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона с его мультяшным «Аватаром». Очевидно, что в какой-то момент мужчины заигрываются в свои игрушки и не замечают тотального проигрыша женщинам. Кстати, не только сферы кино касается. 

Виктория ПОПОВА. 

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter