В Национальном академическом Большом театре чествовали лауреатов Государственной премии

Такое увидишь редко

Только вырвалась я из–под опеки врачей — и сразу в оперу. Пришла чуть ли не за час, чтобы успеть на пресс–конференцию. А там столпотворение, ни войти, ни выйти, люди в очереди стоят со вчерашнего дня. Возблагодарила я Бога за свою профессию, а рекламные службы — за контрамарку и с немалыми трудами пробилась–таки внутрь, в беломраморный оперный гардероб.

Анастасия Москвина и Станислав Трифонов.
Фото Михаила Нестерова.

Уф, пуговицы на месте! И бока, хоть и мятые, тоже. А что же вы хотели? Тут вам не престарелая знаменитость, кривляющаяся под фонограмму. Тут настоящие звезды — гала–концерт лауреатов Государственной премии.

На пресс–конференции спросила у генерального директора Большого театра Владимира Гридюшко: «Почему именно сегодня?» Ведь обычно такие «пафосные», как нынче говорят, концерты приурочиваются к датам. «Не знаю! — засверкал глазами гендиректор. — Так звезды легли!»

Да, тот редкий момент, когда наши блуждающие звезды удачно сошлись во времени и пространстве. Все ныне действующие лауреаты Госпремии, когда–либо блиставшие на сцене. Лауреаты 2016 года — народные артисты Анастасия Москвина, Сергей Франковский, Нина Ломанович, заслуженные артисты Оксана Волкова и Станислав Трифонов, удостоенные высшей государственной награды за спектакль «Седая легенда». Главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра, народный артист Александр Анисимов, получивший эту награду в 1990–м за «Дикую охоту короля Стаха». Народная артистка Нина Шарубина, награжденная в 2012 году по совокупности заслуг.

Самая «блуждающая» из наших звезд — Оксана Волкова. Буквально на днях она вернулась из нью–йоркской «Метрополитен–Опера», где пела партию Джульетты в «Сказках Гофмана», а начиная с 10 февраля у нее «Евгений Онегин» в Гамбурге. Грех не воспользоваться окошком в ее гастрольном графике и не побаловать минчан ее несравненным искусством. 23 ноября — «Царская невеста», 5 декабря — «Седая легенда», 12 декабря — «Риголетто», 19 декабря — «Кармен», спектакль Подлясской оперы. И, конечно, сенсационные «Песни и пляски смерти», которые она исполняла на Зальцбургском фестивале с Валерием Гергиевым, а теперь у нас в «Верхнем городе» с Юлией Щербаковой. Укрепляю пуговицы на пальто.

Александр Анисимов и вовсе делит свою жизнь между самыми разными оркестрами, театрами, городами и странами. Вчера дирижировал спектаклем Самарской оперы «Леди Макбет Мценского уезда», и не где–нибудь, а в Мариинском театре. Грустно, что в нашем Большом, где был главным дирижером на протяжении долгих–долгих лет, теперь он крайне редкий гость.

Но как же прекрасно, как сказочно сошлись звезды в этот вечер! Как ярко сияли они в божественной оправе, которую создал для них главный художник и тоже лауреат Государственной премии Александр Костюченко! Словно в волшебном фонаре, сменяли друг друга арии, дуэты, хоры, оркестровые пьесы... Сквозь слезы слушая божественный дуэт Леоноры (Анастасия Москвина) и герцога Ди Луна (Станислав Трифонов), я думала, отчего у нас не идет «Трубадур» — самая красивая опера Верди. Ведь есть же у нас идеальная Леонора, и Азучена, и Манрико, и Ди Луна, и главное — публика, готовая все это с благодарностью впитывать, рыдать над прекрасными мелодиями и их красотой мерить свою жизнь. А еще «Самсон и Далила» — шедевр, о котором мечтается.

Вы спросите — а не слишком ли многого я хочу? Ведь репертуар Большого театра и без того огромен.

Но в том–то и прелесть искусства, что в нем можно без зазрения совести желать большего и лучшего. И можно откровенно гордиться своим театром, своей страной, своими лауреатами, которые под звуки триумфального марша из «Аиды» шествуют, как положено героям и победителям, по родной, освященной поколениями сцене. И шествию этому нет конца.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter