«Ленфильм» завершил съемки комедии «Этаж»

Такое разное коммунальное прошлое

«Ленфильм» завершил съемки комедии «Этаж». Сюжет ее таков: жители типичной питерской коммуналки мечтают начать новую жизнь в отдельных квартирах. Решить их проблему взялась энергичная и деловая женщина-риелтор. Ее роль досталась Анастасии Мельниковой. «Моя героиня никого не обманывает, просто хочет заработать. Она как никто умеет договариваться и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Моя мечта…» — смеется актриса. Как оказалось, Мельникова сама несколько лет обитала в коммуналке. «Мы с мужем купили квартиру, где в одиннадцати комнатах проживало двадцать четыре человека. Расселили всех, кроме одной дамы. Она отказывалась переезжать в однушку с видом на Манеж, пока я не сделаю там ремонт и не поставлю итальянскую сантехнику. Тогда я переехала к ней. Каждый вечер, возвращаясь домой, находила под дверью своей комнаты гору мусора. Соседка жаждала скандала, но я лишь мило с ней здоровалась. Тогда она поселила в свою комнату жильцов. Потом я три года снимала у нее эту комнату. В общем, расселение заняло долгие десять лет!» — вспоминает Анастасия. 

В роли соседей по коммуналке: (стоят, слева направо): Андрей Сунцов, Анастасия Мельникова, Екатерина Шумакова, Алексей Шильников, Ольга Хохлова, Семен Стругачев, Анвар Либабов, Сергей Орлов; (сидят) Александр Баширов, режиссер Стас Мареев, Анастасия Лифанова, Михаил Боярский, Лия Ахеджакова

Нет ванны — нет и очереди

«Коммуналка — это целый мир», — поддерживает Мельникову Георгий Штиль, сыгравший пенсионера Степана. «Прежде всего, это ежеутренние очереди в туалет. А вот в ванную у нас никто не стоял — в нашей квартире ее просто не было. Папа водил меня в баню, где я в шесть лет попробовал пиво. Так и не понял, отчего взрослым оно так нравится. Нашу огромную квартиру населяло шесть семей. Один сосед — маляр — без конца лупил жену. Второй — каждую неделю жарил селедку на рыбьем жире. Зато у третьего имелся настоящий телевизор», — рассказывает артист. 

Мать и сын — Лия Ахеджакова и Сергей Шнуров

В квартире, где жила семья Михаила Боярского, тоже все было не просто. По словам актера, соседи дрались и даже ходили друг на друга с топорами. «Но я — единственный ребенок в квартире — рос всеобщим любимцем». Актер вспоминает корыто с прохладной водой, которое ставили около открытой духовки, чтобы он не замерз во время купания, шнырявших по дому крыс и коридор, до отказа заполненный велосипедами, валенками, коньками, старой одеждой. В «Этаже» Боярский сыграл старого рокера. «Мой герой — поэт, романтик, алкаш, то есть настоящий питерский бомж», — смеется Михаил Сергеевич, добавив, что он для этого бомжа принес свою одежду, обувь, перстни, создал его образ. 

Иван Охлобыстин сыграл друга старого рокера

Кстати, так же поступил и Иван Охлобыстин, сыгравший Константина — друга старого музыканта. «Он падок до дам и пользуется у них успехом. В отличие от меня, отличающегося «фермерским» отношением к эротике. Женщины ассоциируются у меня с расходной частью и приплодом», — шутит Иван, отметив, что единственное, что связывает его с героем — горячительные напитки.

Семен Стругачев, Георгий  Штиль и Ольга Хохлова предстали колоритными обитателями коммуналки

В соседях — и актер, и токарь

Зато героиня Лии Ахеджаковой немного напоминает саму актрису. «Все мои герои похожи на меня», — отмечает Лия Меджидовна. По ее словам, коммуналка — не только образ жизни, но и статус. Ей и самой пришлось жить в такой квартире: «Приехав в Москву, остановилась у подруги, родители которой когда-то владели этой квартирой. Хозяйка — некогда прима Театра оперетты — вернулась из лагеря, где сидела по доносу соседа, мечтавшего завладеть ее жилплощадью. Так что я жила бок о бок с этим негодяем». Перед съемками актриса внимательно осмотрела комнату, в которой живет ее героиня. Увидев над кроватью портрет Ленина, попросила принести фотографии Сталина и Дзержинского. «Куда же она без кумиров?» — улыбается Ахеджакова.

Актеры Петр Еришев (слева), Анастасия Лифанова и Андрей Сунцов

Роль ее сына, ученого-ботаника, исполнил музыкант Сергей Шнуров. Однажды на углу Невского и Казанской он встретил Боярского, который попросил его не «посылать создателей картины». «Я пообещал дяде Мише и снялся», — рассказывает Сергей. Как оказалось, в детстве Шнуров тоже жил в коммуналке. «Это была рядовая квартира на три семьи. Ничего из ряда вон: ни тебе драк, ни разборок, ни пьяных дебошей — соседи были приличными людьми. Кроме дежурств и активной мойки полов вспомнить нечего». Зато членам съемочной группы будет что вспомнить: во время работы Шнуров так и сыпал шутками-прибаутками. «Знаете, что израильские хипстеры не подгибают джинсы, а обрезают?», — неожиданно спрашивал Сергей оператора. «Удивительно, никаких заготовок! Из него юмор так и сыпется», — заметила Ахеджакова. 

Семен Стругачев и Михаил Боярский

Продюсер фильма Эдуард Пичугин и режиссер Стас Мареев убеждены, что атмосфера веселья только помогала съемкам. «Мы же комедию делали, а это всегда тяжело. Снять детектив куда проще», — вздыхает Мареев. Между прочим, он тоже много лет жил в коммуналке. Его соседкой была сестра Бруно Фрейндлиха. К ней в гости часто заглядывали Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров. «Когда мы переехали, рабочие снесли часть дома и нашли в стене закрытую кладовую с кладом. В нем серебряные сервизы, старинное шампанское, конфеты, музыкальные инструменты», — вспоминает Мареев. 

Светлана Немоляева на коммунальной кухне

Повезло с соседями и актеру Анвару Либабову. По его словам, первое, что он увидел в своей коммуналке на Петроградской стороне, — четыре гири и восемь гантелей: «Сразу представил соседа, и мне стало дурно. Ожидания не обманули. Майка, треники, «прима», макароны по-флотски и журналы «Катера и яхты». Мужик оказался токарем высшего разряда, уникальные выполнял заказы». 

Михаил Боярский. Рабочий момент съемок

Елена СВЕТЛОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Фото Андрея Федечко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter