Сельская газета

Такое грустное кино

Новый фильм о сельской жизни выпустила киностудия «Летопись» «Беларусьфильма»

В документальном фильме «Агмень» о сельской жизни режиссер и малость приврал, и с реальностью переборщил


Свою документальную картину под символичным белорусским названием «Агмень», премьера которой состоялась вчера в одном из минских кинотеатров, режиссер Юрий Тимофеев называет трагикомедией. В центр повествования попала обычная деревня Локтыши Ганцевичского района, где, несмотря на веяния времени, поддерживается очаг жизни. С одной стороны, видишь сельчан, сохраняющих колорит белорусской деревни благодаря своей открытости, щедрости, умению находить большую радость в малом. С другой — волей-неволей деревня вымирает. Во время съемок фильма съемочная группа шесть раз натыкалась на похоронную процессию… Правда, и со смертью сельчане борются с помощью антиалкогольной пропаганды.


Режиссер выбрал для фильма «говорящую» погоду. Волшебные водные пейзажи деревни Локтыши поздней осенью, затем хмурой зимой становятся совсем неприглядными и отталкивающими. Камера подмечает ветхие, никому не нужные дома, наклонившиеся от старости заборы и… бутылку из-под водки в кустах. Впрочем, на такую тару у жителя деревни Николая Ленковца спрос особый. В старом здании бывшей школы, где теперь размещается местный СДК, есть «Музей АнтиБахуса». Бутылки здесь расставляются «в тему» и составляют отдельные экспозиции. Николай проводит экскурсию для очередных посетителей из местного ЛТП, показывает «водочный зоопарк». На этикетках кого только нет: и гуси, и утки, мол, выпьешь — озвереешь. Поднимает бдительный экскурсовод и вопросы нравственные, когда на бутылках изображается Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков… Или когда стилистика фильма «9 рота», повествующего о событиях Афганской войны, используется для продвижения горячительного напитка… 

Оживляют кадр фильма «Агмень» дети… Правда, в деревне их совсем немного. Удивляешься тому, насколько каждый из ребят талантлив. Во время репетиции в СДК играют антиалкогольную театральную сценку так правдоподобно, что дух захватывает, сердце щемит… Сам Дом культуры — пристанище, где можно скоротать время и вспомнить те радостные времена, когда деревня полнилась жизнью. Праздники проходят сейчас скромно, но не менее уютно и тепло. 

Вообще, тема «уходящей натуры» Юрия Тимофеева волнует давно. На его счету такие фильмы, как «Забраны край», «Дударь», «Шаги над водой». Объединяет картины одно — стремление рассказать о белорусских деревнях, о людях-самородках и их сильном желании жить. Герои — Федор Муравейко из деревушки Тычины Солигорского района, который делает уникальные пастушьи дудки и тем самым стремится сохранить народные традиции, художник-инвалид Анатолий Голушко, который живет в ивацевичской деревне Могилицы, пишет картины зубами, на его счету уже с десяток персональных выставок, несколько сотен работ. 

На первый план в фильме  выходят все же не герои, а состояние окружающего их мира. Чтобы картинка будоражила еще больше, режиссер частенько абстрагируется от ненужных деталей. Камера остается в стороне, а сельчане живут своей жизнью. В их действиях, поступках едва ли уловишь нотку натянутости, стеснения. А ведь локтышинцы новость о том, что о них будут снимать фильм, встретили настороженно. Киношники уговаривали их сняться. Местные власти тоже пришлось убеждать, что картина не о проблемах и недочетах в их работе, а о вещах более глобальных. Правда, ни тем ни другим, признается Юрий Тимофеев, фильм «Агмень» не понравился. Картина, безусловно, грустная. Но документальное кино прежде всего кино, где можно позволить себе экспрессии, художественность, чтобы осмыслить проблему. 

Впрочем, Юрий признается, что приврал только процентов на десять. Хотя мне показалось, с реальностью режиссер даже переборщил… Как, скажем, с антиалкогольной кампанией сочетается то, что во время Святок хозяева угощали колядующих алкоголем, и сам экскурсовод «АнтиБахуса» не прочь выпить рюмочку в кадре? Нужно ли зрителю показывать этот компромисс?

Высоко оценила одну режиссерскую находку не только я. Герои фильма, держа в руках необычный старый снимок, на котором пионеры сидели на школьных стульчиках напротив сельской церкви, много вспоминали о том, как жилось в деревне раньше, как многолюдна она была, рассуждали, какая судьба сложилась у товарищей. В конце фильма на этом же фоне собрались те, кто остался. На пустых стульчиках несколько десятилетий назад были те, кого уже нет в живых. 

Сказать режиссеру хотелось много, а вместить все во временные рамки — проблема вечная. Впрочем, все в кадре смотрится лаконично, и насчет дополнительного времени, которого хотел бы Юрий Тимофеев, готова поспорить. «За бортом остались музей рыболовства и много чего интересного, — говорит он. — Каждый раз смотрю и вижу свои недочеты. И то поправил бы, и это. Я раньше занимался живописью, и на одном холсте у меня было 17 масляных полотен. Постоит картина, через неделю я замажу… Так рисовал четыре года. Правда, возвращаться к одному и тому же фильму, переделывать его я не люблю. Это для меня — топтаться на месте». 

Картину «Агмень» «Беларусьфильм» вначале планирует показать в кинотеатрах. Фильм уже купил один из областных киновидеопрокатов к событию, связанному с антиалкогольной пропагандой. Отправится он  и на кинофестивали. Надеюсь, потом его увидят и телезрители. 

v.v.korshuk@gmail.com 

Фото предоставлено пресс-службой «Беларусьфильма»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Виктор, 25, Минск
Материал текста написан на высшем уровне. Читается легко и понятно. Спасибо Виктории за хорошую статью.
Юлия
Фильм в самом деле очень хороший. Будем надеяться, что все желающие смогут его увидеть.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?