Сто лет назад в Слуцке родился один из первых начальников космодрома Байконур

Таким он парнем был

Слуцк — город богатых военных традиций. Здесь командовал дивизией будущий маршал Победы Георгий Жуков. А после Великой Отечественной свои городки отстроили представители разных родов войск. Ракетчикам–«стратегам» достался под номером 12, в котором сейчас живут ветераны, но свое прошлое они не забывают. По их инициативе в сквере, словно почетным караулом окруженном домами офицерского состава, возведен памятный знак в честь покорителей космоса. Рядом с мемориальной доской в честь Юрия Гагарина выбиты имена генералов Константина Герчика и Юрия Жукова. Оба уроженца слуцкой земли в разные годы возглавляли легендарный космодром Байконур. Возложить цветы к скромному обелиску приезжали племянница первого человека, побывавшего на орбите, российский космонавт белорусского происхождения Олег Новицкий...

фото юрия мозолевского.

Сегодня здесь также будет многолюдно: 27 сентября Константину Васильевичу Герчику исполнилось бы 100 лет. На Байконуре — тогда это был сверхсекретный объект под шифром НИИП–5 — он служил с 1957 года. То был период не только строительства космодрома, но и полных драматизма первых запусков знаменитой королевской Р–7. Эта ракета обеспечила безопасность СССР и позволила запустить первый в мире искусственный спутник Земли, первые космические зонды к Луне. И это в условиях острейшей космической гонки с США.

Будущий генерал-полковник Константин Герчик родился сто лет назад в деревне Сороги Слуцкого района в многодетной крестьянской семье.
Константин Герчик стал одним из ближайших соратников Сергея Королева. Их сотрудничество прервала катастрофа в 1960 году ракеты Р–16, в которой погиб маршал Митрофан Неделин, а начальник космодрома лишь чудом выжил. Обо всем этом генерал, уже выйдя в отставку, откровенно рассказал в мемуарах.

А накануне его 100–летия корреспонденты «СОЮЗа» побывали в Слуцке, чтобы побольше узнать, каким же человеком был Константин Герчик?

— Строгим, принципиальным, нетерпимым к лентяям, но внимательным к преданным делу офицерам, — вспоминает его сослуживец по 50–й ракетной армии и один из инициаторов создания памятного знака Павел Пугач. — Однажды, направляясь в командировку на самолете через Беларусь в Прибалтику, Константин Васильевич спросил у земляка–подполковника, давно ли тот был на родине? Узнав, что прошло уже два года, дал неделю отпуска, приказал посадить самолет под Минском и выделил машину, чтобы съездить к родным. А на обратном пути забрал к месту службы... В разных городах Беларуси действуют 17 организаций ветеранов РВСН. В честь 100–летия Константина Васильевича мы проведем в школах, лицеях посвященные ему уроки мужества. Чтобы молодежь знала о вкладе земляка в освоение космоса. Кстати, в основание памятного знака мы вмонтировали капсулу с посланием потомкам. Распорядились вскрыть через 150 лет.

Памятные мероприятия пройдут и в деревне Сороги Слуцкого района, где 100 лет назад в многодетной крестьянской семье родился будущий генерал–полковник. Направляемся в Сороги вместе с научным сотрудником районного краеведческого музея Василием Тишкевичем, собирающим материалы о знаменитом земляке.

— К Слуцку Константин Васильевич относился трепетно, — рассказывает он. — Герчик всегда отмечал, что именно отсюда он отправился в большую жизнь. И сюда же приехал в 1945 году по окончании войны, чтобы зарегистрировать брак с Ириной Романовой, с которой познакомился на фронте. Не забывал он и родные Сороги.

Ученики местной школы знают: дорога в космос начинается в Сорогах.
фото: ЮРИЙ МОЗОЛЕВСКИЙ

Сегодня это — благоустроенный агрогородок, мало напоминающий село начала прошлого века. Не сохранились дом, где родился Костя, первенец семьи Герчиков, деревянная школа–семилетка, где он учился. Но память о Константине Герчике жива: его имя носит утопающая в зелени современная средняя школа, где есть и музей начальника космодрома Байконур. За стеклом шинель генерала, наручные часы, фотографии. Вот он курсант Ленинградского артиллерийского училища, вот — слушатель военной академии, командир части... За этими вехами — жесточайшие бои с первого до последнего дня Великой Отечественной, создание первых ракетных частей. Многие экспонаты получены благодаря содействию сослуживцев–земляков Константина Васильевича — членов организации «Белорусы России», поясняет Василий Тишкевич.

Каким же был в юности Костя Герчик? Десятиклассницы–экскурсоводы Виктория Козляк и Елизавета Кудиновская рисуют портрет: высокий, физически подготовленный. Не только сам стремился к знаниям, но и приобщал к ним сверстников, вместе в любую погоду ходили за несколько верст в старшие классы школы. Очень хотел стать офицером и добился своего. Его жизнь и сейчас пример для многих. «Однажды приснилось, что лечу в космос, — призналась Елизавета. — Сначала на Луну, а потом на Венеру и Сатурн».

Директор школы Ирина Юревич вспоминает, что будучи после Байконура командующим 50–й ракетной армии, Константин Герчик посещал родные места и школе частенько по–шефски помогал стройматериалами.

— Моя бабушка — сестра Константина Васильевича, его очень любила, — дополняет образ Герчика дальняя родственница Светлана Касаткина, с которой мы также встретились в Сорогах. — Он со всеми был вежлив, старался не отказать в просьбе. Брату, например, дом построил. Мы понимали, что он — большой человек, но кем был конкретно — не знали. Ведь космическая тема тогда была строго засекречена.

...Недавно Слуцк, который иногда называют космической столицей Беларуси, посетил летчик–космонавт Павел Виноградов. Он увлекательно рассказал учащимся местной гимназии N 1 о полетах на орбиту и выходах в безвоздушное пространство. Слуцк Герой России посетил, зная, что его уроженцы внесли огромный вклад в построение космической индустрии. Это и создатель ракетных двигателей Семен Косберг, и многие другие. О них помнят на Байконуре. Космонавт пожелал ребятам продолжить традицию.

Павел Пугач у памятного знака ракетчикам.
фото: ЮРИЙ МОЗОЛЕВСКИЙ

— По нашим подсчетам, примерно 30 случчан оставили заметный след в развитии космических технологий, — подытожила заместитель председателя Слуцкого райисполкома Лариса Добровольская. — И эта цифра, думаю, будет расти. В нашей первой гимназии, древнейшей, кстати, в Беларуси, десятки ребят занимаются космической темой. Они регулярно участвуют в космических чтениях в России и всегда возвращаются с наградами.

Таковы космические традиции одного из самых древних и самобытных городов Беларуси. Их развитием, надеются Павел Пугач и другие ветераны, со временем станет музей белорусской космонавтики. Где, безусловно, достойное место займут и материалы об одном из первых начальников Байконура.

Из воспоминаний Константина Герчика:

«Успешный пуск ракеты Р–7 состоялся не сразу. Ему предшествовали три запуска, потребовались три с лишним месяца настойчивого труда и долгого ожидания результата. «Надо летать», — неоднократно высказывался С.П. Королев. Это было его кредо. Надо было «научить» ракету летать, сделать ее послушной и управляемой».

«Однажды в Байконуре загорелась гостиница. С.П. Королев обращается ко мне: «Константин Васильевич! Установите виновника и в течение суток отправьте с полигона и больше сюда не пускать». Но спустя 5–10 минут ко мне подходит М.В. Келдыш (академик, будущий президент АН СССР. — Прим. автора) и говорит: «Возгорание произошло из нашего номера. Это мы с Ю.А. Ильюшинским забыли выключить чайник». Тот редкий случай, когда решение С.П. Королева осталось нереализованным».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter