Таких намолотов еще не было

Уборочная близится к финишу

Уборочная близится к финишу


Поля еще недавно густо колосились. Нынче ощетинились стерней. Жатва близится к концу. 92 процента нивы убрано. 8,118 миллиона тонн хлеба на зернотоках. Сушатся, сортируются, дорабатываются. Это — картина вчерашнего дня. А вот наше завтра — я имею в виду итоговый результат, о котором Минсельхозпрод заявляет уже уверенно, — просто фантастично.


Да, на хорошие виды на урожай специалисты осторожно намекали и раньше. Но 9,3 — 9,4 миллиона тонн зерна Беларусь не собирала никогда! Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский показал вчера журналистам статистический сборник. Точные данные по селу в нем фиксируются начиная с 1940 года. Таких, как нынче, намолотов еще не было! Общий урожай хлеба, собранного в СПК, фермерских хозяйствах и на приусадебных участках, действительно рекордный. К этому количеству можно добавить еще 620 тысяч тонн маслосемян рапса и около 700 тысяч тонн кукурузы. Итого: более 10,6 миллиона тонн. Или столько, сколько зерновых Беларусь рассчитывала получить только через 2 года. По тонне зерна на каждого жителя — оптимальный «каравай» для обеспечения продовольственной безопасности государства.


В общем, важную стратегическую задачу выполнили раньше срока. Что это значит? По словам Василия Павловского, в нынешнем году Беларусь впервые откажется от закупки хлеба за рубежом. Речь идет в основном о пшенице твердых сортов, которую приходилось ввозить для улучшения качества булок и пирожных, а также производства макарон. «Мы полностью обеспечим себя и фуражом, и продовольственным зерном», — уверенно заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия.


Более того, кое–что останется и на продажу. Например, пивоваренный ячмень. Его собрано почти вдвое больше, чем нам необходимо. А за границей дают хорошую цену. Да и за маслосемена рапса на мировом рынке покупатели готовы платить по 630 долларов за тонну. «Департамент по хлебопродуктам будет централизованно заниматься продажей излишков зерна, — уточнил Василий Павловский. — По рыночным мировым ценам. Выручка пойдет на удешевление комбикормов для животноводства».


Кроме того, у хозяйств появляется уникальная возможность заработать дополнительную копейку, продав зерно сверх госзаказа. Государственные цены на рапс, ячмень, рожь и пшеницу несколько ниже рыночных. Политика понятна: подорожает зерно — не удержим ценники на хлеб. Однако то, что останется после выполнения плана, крестьянин может продать департаменту по хлебопродуктам дороже примерно на треть.


Только бездельник, по мнению Василия Павловского, не воспользуется сложившейся ситуацией на продовольственном рынке себе на пользу. Замминистра надеется, что таких не будет. И по итогам года в стране не должно остаться убыточных сельских организаций. В первом полугодии, кстати, их оставалось только 12...


Хлеборобы поработали на славу. Теперь нужно грамотно распорядиться урожаем. Здесь пока есть вопросы. Например, лишь 23 процента пивоваренного ячменя засыпается в закрома первым классом. А львиная доля — качеством значительно ниже. А следовательно, и по цене. В чем причина? Некоторые хозяйства «захлебнулись» большим зерном, не успевают дорабатывать ячмень до нужной кондиции. Теряют живые деньги. Выявился и дефицит хранилищ для излишков зерна. Впрочем, как отметил Василий Павловский, это решаемые проблемы. Скажем, Минсельхозпрод рекомендовал хозяйствам не спешить. Если не успевают дорабатывать зерно — пересмотреть организацию работы, а не бросаться сдавать ячмень вторым классом. Важен не вал. Главное — качество!


Что привело село к успеху? Специалисты обращают внимание на то, что программа возрождения села уже выводит аграрную отрасль на новый уровень. Выросла техническая оснащенность хозяйств, под полную потребность закупаются гербициды и средства защиты растений, удобрения. И уже сегодня (в стране в первых числах сентября стартует сев озимых) на полях закладывается фундамент урожая будущего года. Минсельхозпрод обещает достойный результат при любой погоде. По крайней мере, для этого делается все возможное. То есть четко соблюдается агротехника возделывания полей. «Белорусская земля, как тарелка, что положишь в нее, то и возьмешь», — процитировал Янку Купалу заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия. С современным подходом к делу, оказывается, с классиком можно поспорить. И взять гораздо больше, чем положишь.

 

Фото Александра БЕЛЯСОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter