14 февраля исполнилось 70 лет со дня рождения народного артиста России Николая Еременко — младшего

Такие звезды не гаснут

Если бы народному артисту России Николаю Еременко — младшему довелось родиться чуть позже, наверняка его фотография появилась бы на открытках, которые символизируют день всех влюбленных. Миллионы поклонниц любили популярного актера такой любовью, которая нынешним героям экрана Роберту Паттинсону или Брэду Питту и не снилась. Увы, о том, что самый романтический праздник приходится на февраль, мы узнали только в 1990-е. И тогда уже было не до романтики: разваливалась некогда великая страна, затрещало по швам кинопроизводство. Многие былые кумиры оказались не у дел. Николай Еременко ушел из жизни в 2001-м, спустя год после смерти отца — народного артиста СССР Николая Еременко — старшего.

В начале славных дел

photoxpress.ru
Он родился в актерской семье Галины Орловой и Николая Еременко, поэтому его путь в искусство, можно сказать, был предопределен. Это как раз тот самый случай, про который в народе говорят “на роду написано”. К нему, одному из самых любимых учеников Сергея Герасимова, во ВГИКе сразу же прикрепилось амплуа романтического героя-любовника, коварного искусителя, этакого мачо. После ролей в картинах “У озера”, “Горячий снег”, “Красное и черное” стало понятно, что в советском кино родилась новая звезда. Появился уникальный молодой актер, который вслед за первыми красавцами экрана Василием Лановым или Вячеславом Тихоновым сочетает в себе голливудскую внешность и глубокую актерскую школу. Он становился кумиром для миллионов зрителей.

Но увлекательные жанровые истории “Медный ангел”, “Трактир на Пятницкой”, мюзикл Леонида Квинихидзе “31 июня” (негласно запрещенный к показу из-за бегства в США танцора Александра Годунова, сыгравшего в этом фильме одну из ролей) порой эксплуатировали лишь одну сторону таланта Еременко — его притягательное отрицательное обаяние и внешние данные. Но зрителю было не до художественных тонкостей. Он хотел видеть на экране Еременко.

После выхода боевика “Пираты XX века” он стал одним из первых советских суперменов задолго до появления на наших экранах американских героев. Тем самым “крепким мужским плечом”, на которое так хотелось опереться. Его героям были чужды сомнения и рефлексии. Он не подставлял другую щеку. Герой Николая Еременко на экране действовал. И всегда воздавал должное мерзавцам.

Романтического флера в имидж Николая Николаевича добавила телевизионная сага Станислава Говорухина “В поисках капитана Гранта” (Еременко досталась роль благородного лорда Гленарвана) и фильмы Сергея Герасимова “Юность Петра” и “В начале славных дел”, в которых он сыграл князя Александра Меншикова.
ЦИТАТА

Галина Орлова, мать актера, народная артистка Беларуси:

— Когда Коля снимался у Станислава Сергеевича Говорухина в его фильме “В поисках капитана Гранта”, сколько стран они объездили! И везде в гостиницах жили в одном номере с Володей Гостюхиным. Позже Гостюхин говорил, что никогда так не смеялся. Я понимаю, почему: у Коли были очень острый ум и прекрасное чувство юмора.
Тесты для настоящих мужчин

С годами амплуа мачо и супергероя самому Еременко приелось. Любой актер всегда хочет вырваться из его оков, попробовать себя в другом жанре. Ведь любое амплуа — это прежде всего рамки. А серьезную творческую личность, какой был Николай, они только сковывают. Тем более что молодость быстротечна, и если хочешь остаться в актерской профессии надолго, надо нарабатывать внутренние качества, не рассчитывать только на внешность. Николай Еременко-младший мечтал о серьезных сложных ролях, которые все не приходили, об искрометной и остроумной комедии. Но после смерти учителя Сергея Герасимова в 1985 году заботиться об учениках стало некому. Наступало новое время.


Попытку самоанализа духовной жизни современника Николай Еременко предпринял в картине режиссера Ростислава Горяева “Будни и праздники Серафимы Глюкиной”, где он сыграл в паре с Алисой Фрейндлих. Несомненной удачей и отдушиной стала роль графа Алексея Орлова в большой двухсерийной картине Виталия Мельникова “Царская охота” по сценарию писателя и драматурга Леонида Зорина (“Варшавская мелодия”, “Покровские ворота”, “Римская комедия”). История о том, как императрица Екатерина изловила благодаря неотразимому графу Орлову авантюристку княжну Тараканову, претендовавшую на престол, не ограничивалась лишь любовными перипетиями (безусловно, увлекательными). Зорин поднимал в “Царской охоте” большие и серьезные вопросы о природе монархической власти, о психологии отношений слуги и хозяина (что красноречиво было прописано в диалогах Орлова с “пиитом” Кустовым, которого сыграл Михаил Кононов). Прекрасные актерские работы не только Еременко, но и Светланы Крючковой, Анны Самохиной, Виктора Павлова, Олега Табакова обеспечили фильму счастливую судьбу. Кого-то картина, несомненно, привлекала и смелой по тем временам эротической сценой в исполнении Еременко и Самохиной. Тогда мы только начинали привыкать к “обнаженке” на экране.


1990-е не принесли актеру “перемены участи”. В нем продолжали видеть мачо, правда, теперь еще и со знаком минус. Матерого бандита он сыграл в психологической драме по сценарию оскароносного Валентина Черныха “Тесты для настоящих мужчин”. В мелодраме Дмитрия Астрахана “Подари мне лунный свет” его герой отчаянно сопротивлялся тому, чтобы пламя в семейном очаге погасло. Тряхнул стариной и снова вышел на тропу войны с негодяями в боевике “Я объявляю вам войну...” Ярополка Лапшина. Главный герой, вернувшись спустя годы в родной город, обнаружил, что здесь властвуют бандиты. Благородство темы исчерпывалось схематичным подходом “плохой-хороший”. В реальной жизни все намного сложнее. Да и мало было этого для таланта Еременко. В нем опять видели того, кто может противостоять различным “пиратам”, на этот раз — “оборотням в погонах” из российской глубинки.


В итоге Николай Николаевич сам взялся за режиссуру, чтобы сыграть вместе с отцом, и снял картину “Сын за отца...”. Критики отнеслись к ней сдержанно. Однако жизненный сюжет о врачах, открывавших собственную клинику и столкнувшихся с криминальными структурами, зрителю пришелся по душе. Уж очень лихо Еременко вместе с экранными друзьями восстанавливал справедливость. Компанию в картине отцу и сыну составили Вера Алентова, Владимир Гостюхин и Алексей Булдаков.


Уже после смерти Николая Еременко-старшего на телеэкранах появился фильм, в котором он сыграл свою последнюю роль — отца Космоса в сериале “Бригада”. “Ты мне можешь объяснить, что происходит с нашими детьми и когда это началось?” — спрашивал он в одной из сцен у героини Валентины Теличкиной. И в этот вопрос Еременко-старший вложил всю боль и растерянность родителей за своих повзрослевших детей, сменивших пионерские галстуки на малиновые пиджаки.
ФАКТ

По итогам ежегодного опроса зрителей, который проводил журнал “Советский экран”, Николай Еременко-младший был признан лучшим актером 1980 года — за роль Сергея Сергеевича в фильме “Пираты XX века”.
pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter