Трепетная музыка Шопена, легкие воздушные пачки балерин – и яростный вихрь фламенко, испанские гребни в высоких прическах, стук каблуков, взмахи веера: старт нового сезона в Государственном академическом музыкальном театре ознаменовался премьерой сразу двух одноактных балетов. На сцену вместе с опытными танцовщиками вышло молодое пополнение.
– Впервые вижу на сцене сына, – признается главный балетмейстер музыкального театра народная артистка Беларуси Екатерина Фадеева.
К началу сезона она готовила «Шопениану», а хореограф и педагог Нина Дьяченко – постановку «Новеллы о любви» (или «Испанский дивертисмент»), объединяющую балетные вариации народных танцев Испании.
Собственно, все это – про любовь, такую разную и прекрасную. «Шопениана» рассказывает о первых юношеских грезах, светлом романтическом порыве, ее герой как будто парит в окружении воздушных и нежных сильфид. Идущий следом «Испанский дивертисмент» наполняет зал барабанным рокотом и горячими южными страстями.
Ведущая балерина музыкального театра Елена Германович в труппе уже седьмой сезон и занята в обеих премьерных постановках:
– «Шопениана» и «Новеллы о любви» – два спектакля, соединенных между собой. Они различны по стилистике. Полагаю, зрителю интересно увидеть постановки сразу в двух направлениях танцевального искусства. Для нас же это возможность за 20 минут антракта перевоплотиться из одного образа в совершенно другой. Умение переключаться приходит с опытом. Конечно, когда ты только-только попал в театр, сложно освоить какую-либо партию, но потом ты уже знаешь, в какой роли и что нужно показать, на что настроиться. Мне нравятся любые роли, особенно после того, как мы долго не работали из-за коронавируса: такое счастье снова выйти на сцену! Я по характеру, скорее, вспыльчивая и эмоциональная, и испанские танцы мне больше по душе. Но зато в «Шопениане» есть возможность раскрыться с иной стороны, утихомирить эмоции и показать свою нежность и женственность.
Ведущий мастер сцены Александр Мисиюк параллельно учится в Академии музыки на педагога-хореографа. Хотя молодой человек надеется в будущем получить более «приземленное» образование, он также рассматривает вероятность дальнейшей работы в качестве постановщика:
– В «Шопениане» у меня очень романтический образ – юноша, мечтающий о музе, любви. У нас есть еще один подобный лирический балет, правда, более драматический – это «Жизель», где я исполняю партию графа Альберта. Но его любовь, которую он предал, умирает, а в «Шопениане» все светло и без драм. С профессиональной точки зрения, конечно, интереснее, когда в спектакле есть сюжет, мне нравится возможность проявить актерские способности.
Танцовщик непременно должен быть актером, не сомневается Александр, без этого не обойтись:
– Представьте, что вы смотрите ремейк любимого фильма. Вы знаете, что когда-то актеры сыграли в нем хорошо, и вот появляются другие артисты – и играют плохо! Конечно, вы будете разочарованы. То же самое в балете – наполнение сцен очень важно. Мы ведь не просто выполняем движения. Да, мы знаем все наши па, батман тандю, батман жете – а зрители приходят посмотреть на сюжет. Без актерского мастерства ну никак.
Балетная труппа невелика, комментирует художественный руководитель театра Адам Мурзич, однако в нее входят хорошие танцовщики:
– Это заслуга главного балетмейстера Екатерины Фадеевой, она много внимания уделяет индивидуальному мастерству. У нас есть собственный репертуар, который больше нигде не танцуется: «Клеопатра», «1001 ночь», «Титаник». Мы отдаем предпочтение классическому балету, поэтому ребята все время в отличной форме.
ovsepyan@sb.by
Новые балеты и молодые звезды сцены в Государственном академическом музыкальном театре
Такие разные танцы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Владимир ШЛАПАК