Такая работа — хлеб убирать

Совхоз «Слуцк» намерен завершить жатву в срок, невзирая на капризы погоды
Совхоз «Слуцк» намерен завершить жатву в срок, невзирая на капризы погоды

— Все уходим! — отдает команду комбайнерам бригадир Леонид Казак. Он в камуфляжной форме и «вооружен». В руках — влагомер:

— Влажность зерна «зашкаливает», убирать дальше нельзя — не успеем высушить, сгорит. Да и дорогое это удовольствие — сейчас сушилки «съедают» по 4 тонны печного топлива в сутки, — тут же комментирует незваным гостям, то есть нам, высветившуюся на электронном табло прибора цифру 26.

Точно разноцветные гигантские жуки, светло–зеленый российский «Дон», глянцево–синий немецкий МDW и бледно–оранжевые белорусские КЗР медленно собираются вместе и по очереди ссыпают в кузов грузовика пшеницу, которую успели намолотить с утра. Бригадир перебрасывает технику на ячменное поле. Там зерно посуше. Зачастившие ливни расстроили совхозные планы.

— Убираем по 40 — 50 гектаров, а надо бы не меньше 100 в день, — сокрушается главный агроном хозяйства Александр Рылач. — Дождь для торфяников (а их у нас — 90 процентов всей пашни) — просто беда. Вчера КЗР «Кировцем» с поля тянули — завяз. Но хуже, что сорняк идет в рост, а зерно стелется по земле. Смотрите: посевы, будто катком утюжили...

...Совхоз «Слуцк» на карте Слуцкого района появился в конце 80–х годов. Прежде здесь были лес и поле — в основном выработанные торфяники, теперь это — поселок Вежи с современными коттеджами, большим магазином, фельдшерско–акушерским пунктом, баней и животноводческими фермами, составляющими основу богатства и процветания хозяйства. За минувшие полгода выручка от продажи мяса и молока увеличилась на 20 процентов и составила 4,5 миллиарда рублей. В пересчете на 300 работающих это очень неплохой результат.

— Не понимаю, почему каждый год такой ажиотаж вокруг уборочной страды, — удивляется директор совхоза Василий Ачаповский. — Комбайнеры — едва ли не национальные герои. Но ведь у них такая работа — хлеб убирать, получая при этом хорошие деньги: полтора–два миллиона рублей. Не бояться капризов погоды — специфика сельского труда. В прошлом году, помните, ураган был, посевы положил, переживали: потеряем урожай. Однако ничего, кормов заготовили вдоволь — 7,5 тысячи тонн зерновых собрали. Хотя земли у нас не ахти. Если спустя рукава работать, больше 24 центнеров с гектара (это уровень естественного плодородия) не получишь. Мы намолачиваем 35, а если погода позволяет, так и 40.

А еще жители совхоза, в свое время приехавшие сюда из всех уголков Беларуси, открыли секрет, благодаря которому бычки у них тучнеют на килограмм в день (кстати, привесы — одни из лучших в стране), а каждая корова в среднем дает по 7,5 тысячи тонн молока в год.

— Секрет? Расскажу с удовольствием. Не жалеем кормов и соблюдаем оптимальный рацион — вот и все, — улыбается Ольга Витко, начальник животноводческого комплекса по откорму крупного рогатого скота, захлопывая дверцу респектабельной «Ауди». Между прочим, это — подарок от председателя облисполкома за трудовые достижения. В прошлом году Николай Домашкевич лично вручил Ольге Леонтьевне ключи от новеньких «Жигулей», которые та вскоре сменила на более престижное авто. Ольга приехала в совхоз в 1989 году из Бреста вместе с мужем. Он родом со Слутчины. Животноводческий комплекс–пятитысячник возглавила 13 лет назад и начала с жесткой дисциплины. — И теперь если увижу слесаря или водителя пьяным, через час будет уволен, — говорит.

Так сложилось, что желающих работать в совхозе, тем более на молочнотоварной ферме или на животноводческом комплексе, больше, чем вакантных мест. Зарплаты неплохие, кроме того, предприятие по сходной цене продает работникам корма. В итоге на личных подворьях даже появились мини–фермы. Свинину выгодно продавать в белкоопсоюзовский магазин и на рынке. Народ в «Слуцке» зажиточный, как метко выразился комбайнер Анатолий Матусевич, «привык выжимать копейку в поле, в огороде, в саду и даже в лесу».

Хобби, а также источник доходов местных жителей — сбор ягод и грибов, обилием которых всегда славились эти места. За сезон отец пятерых дочерей слесарь–электрик Сергей Савицкий на продаже земляники, черники, клюквы и малины зарабатывает около 2 миллионов рублей. Собирают дары леса всем семейством. Да и на ферме (кстати, новенькой, оснащенной компьютерами, электронными датчиками и «укомплектованной» коровами–рекордсменками датской селекции) девочки стараются Сергею помочь.

— По технике безопасности детям до 17 лет тут находиться нельзя, прогоняю, да толку–то, все равно приходят, — кивает на появившуюся на пороге десятилетнюю Катю отец. А девятилетний сын комбайнера Анатолия Матусевича мечтает в будущем тоже сесть за штурвал. Между тем средний возраст работников в хозяйстве всего 40 лет. — Я как–то спросил у директора, мол, что делать будете, если через пару лет наши дети придут к вам на работу устраиваться? — продолжает Сергей Савицкий, — а он отвечает с улыбкой: «Новую ферму построю!»

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter