Жизнь партийного подполья

Такая партийная жизнь

Когда в официальном реестре Министерства юстиции числится 15 политических партий, а на деле реально работают (да хотя бы просто напоминают о себе!) две‑три — это наводит на размышления. Хотя порой кажется, лучше бы и они молчали. Ведь когда лидер старейшей белорусской партии страны годами не платит арендную плату за свой офис, хотя сам в прошлом возглавлял районное ЖКХ, это вызывает смех. А когда он же, презрев консерватизм собственной идеологии, отправляется за кордон на гей‑парад, наворачиваются слезы.

А вот Республиканская партия труда и справедливости, а также зеленые, к счастью, в подобном не замечены. Но незаметны они и во всем остальном. Вспомнить о них довелось лишь по одной причине: на днях обе оказались представлены на довольно странном «круглом столе», посвященном итогам общественного обсуждения изменений и дополнений в законодательстве, регулирующем деятельность партий и общественных объединений. Само обсуждение проходило до 2 августа на Правовом форуме Беларуси, собрав около 200 предложений и замечаний. Но «круглый стол» по его итогам меня сильно удивил. В полутора километрах от ближайшей станции метро, с сидящим спиной к журналистам модератором — мероприятие скорее походило на подпольную сходку.
Хотя Министерству юстиции в самом деле есть чем гордиться. Открытость работы его рабочей группы позволила собрать и учесть все поступившие предложения. Итоговые предложения Минюста весьма прогрессивны: снизить количественный порог для учреждения партии или общественной организации, расширить территорию деятельности местных ОО на всю страну, дать партиям и организациям возможность проводить свои уставные конференции в видеорежиме, через интернет.
Однако озвучено все это было в весьма камерной обстановке и в довольно узком кругу. Возможно, потому что деньги любят тишину. А именно о них, сделав заслуженные реверансы в сторону Минюста, говорили представители РПТС и зеленых. Обе партии не прочь получать финансирование из госбюджета. «На одних взносах мы далеко не уедем», — авторитетно вздыхал представитель одной из них. Другой даже возмущался: «92% государств мира финансируют свои партии. А чем мы хуже?!»

Вполне возможно, что вопрос этот был адресован не только белорусскому государству. Других журналистов государственных СМИ в зале я не заметил, зато присутствовали репортеры «Еврорадио» и немецкой «Дойче Велле». Поневоле вспомнилось, как в начале года литовские и российские медиа почти синхронно сообщили о том, что ЕС собирается в 2019‑м выделить около 4 млн евро «на развитие гражданского общества Беларуси». Не в этом ли причина столь бурного обсуждения поправок на интернет‑портале и столь скромной, почти интимной презентации итогового отчета? Но подобная скрытность, да еще в тот момент, когда в стране разворачивается парламентская кампания (самое благодатное время для партий заявить о себе!), поистине абсурдна. Как, собственно, и желание политических фантомов сесть на госфинансирование. 

Ну а каждый из нас, думаю, может сам ответить на вопрос, хочется ли ему спонсировать своими налогами партии вне зависимости от их расцветки…

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter