В деревне Малые Мурины Каменецкого района до основания разобрали старинный храм

Такая хрупкая память

Защитники историко-культурного наследия бьют тревогу. В деревне Малые Мурины Каменецкого района до основания разобрали старинный храм. От древней Свято-Никольской церкви осталась лишь старая древесина, горка жести и отдельные элементы декора. Настоятель прихода убеждает, что другого выхода не было. Если бы храм не разобрали сейчас, то одно из богослужений могло стать для прихожан последним. И добавляет: с бурным обсуждением и выводами об уничтожении храма интернет-пользователи явно поторопились. Ведь согласие на реконструкцию приход получил в Министерстве культуры.



Информация о том, что церкви в Малых Муринах не стало, впервые появилась на интернет-форуме Каменца. Проезжая мимо деревни, анонимный пользователь обратил внимание: на горизонте что-то изменилось. Что именно изменилось, стало ясно через мгновение — в привычном ландшафте не хватало храма. На его месте обнаружились лишь сложенные штабелями бревна, снятая с крыши жесть и элементы интерьера. С тех пор ситуация на строительной площадке мало изменилась. Однако видно, что реконструкция продвигается. Строители уже залили новый фундамент. По периметру будущей церкви выкладывается основание из булыжников.

За работами следит настоятель Свято-Никольской церкви отец Валентин Мулица (на снимке). В Малых Муринах священник служит с 2010 года. Он рассказывает, что хватило одного посещения храма, чтобы понять: с ним что-то не так. В церкви 1760 года постройки из-за неприятного запаха невозможно было находиться. Кроме того, зимой в здание через щели в стенах задувало снег. Не внушали доверия пол и потолок. Поэтому с начала служения отца Валентина не покидала мысль о реконструкции храма. Когда отыскались средства, он не стал тянуть с ее началом.

На этом месте появится новая церковь.

Приезд специалистов Министерства культуры лишь подтвердил опасения священника относительно состояния церкви. Как только сняли обшивку, взору открылось не самое приятное зрелище. Пустоты между стенами и вагонкой оказались заполнены пометом! Здесь же жили десятки летучих мышей. А когда сруб очистили от многолетних завалов, стало ясно: церковь держится не иначе как чудом. Бревна сгнили, дерево повредил короед, а один из углов здания потерял устойчивость. Тогда же обследовали и остальные конструкции храма. Лестница, перекрытия, кровля — все элементы признали в разной степени непригодными к использованию. Отец Валентин рассказывает, что даже фундамент оказался ненадежным — когда стены демонтировали, булыжники просто рассыпались в стороны.

Именно критическое состояние стало причиной, по которой церковь пришлось разобрать. При этом отец Валентин уверен, что храм пострадал отнюдь не от длинной биографии, нескольких перестроек и многочисленных ремонтов. Они, наоборот, добавляли зданию жизни. А вот годы без службы, убежден настоятель, значительно подкосили «здоровье» и без того не самого долговечного сооружения. В советское время, к счастью, здание удалось уберечь от сноса. Тогда местные жители хитростью приспособили его под склад для льна — сырья в ту эпоху крайне важного. Однако со временем закрытая церковь лишилась купола, и через дыру в потолке святыню заливало дождем. Естественно, это не могло не сказаться на древесине.


По чертежам храм восстановят с нуля.

Новая церковь, объясняет отец Валентин, будет более устойчивой к внешним воздействиям. На новом фундаменте соорудят два пояса — булыжный и монолитный. Стены сложат из нового пропитанного бруса. Крышу накроют фальцевой кровлей. Восстановят и утраченный барочный купол. А старинные иконы, которые пока хранятся в соседней Видомле, обязательно вернут на свое место. Одним словом, Свято-Никольский храм получит в точности тот же вид, что имел до реконструкции. Ведь перед разборкой специалисты обмерили здание, составили подробное описание и подготовили чертежи — по этим планам храм и восстановят с нуля.

Валентин Мулица признается: задолго до реконструкции не раз сомневался, правильно ли будет разобрать церковь до основания. О негативной реакции на работы он также думал не раз. Однако в определенный момент опасения насчет безопасности прихожан перевесили остальные соображения. Да и против законодательства священнослужитель не пошел: все работы согласованы с Министерством культуры, а решение о реконструкции утвердила Научно-методическая рада. И со священником, пожалуй, трудно не согласиться. Не начнись реконструкция теперь, совсем скоро церковь сама превратилась бы в гору древесины. Да и самих прихожан Малых Муринов возможность посещать современный и безопасный храм только радует.

Однако вопросов от этого не становится меньше. Если от оригинального храма останутся лишь элементы внутреннего убранства, можно ли считать подобное восстановление реконструкцией? Если Свято-Никольский храм сохранит статус историко-культурной ценности второй категории, то что примечательного будет в современных стройматериалах? А если церковь все же исключат из республиканского списка, то что это, если не демонтаж исторического наследия?

artem.kirjanov@gmail.com

Фото автора и Оксаны БРОВАЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter