Как предприятия легкой промышленности адаптируются к новым экономическим реалиям

Так шить хорошо!

На недавнем совещании по актуальным социально-экономическим и политическим вопросам Глава государства особо подчеркнул необходимость быстрого восстановления национальной экономики после спада, вызванного закрытием стран и мировых рынков в условиях пандемии. Мы узнали, как с последствиями пандемии справляются предприятия легкой промышленности и на что сейчас делают упор производители.

За второй квартал рост объемов производства составил 11 процентов.

В новом формате

Легкая промышленность, как и многие экспортно ориентированные отрасли экономики, из-за ситуации с пандемией COVID-19 оказалась в непростом положении. Закрытые границы и остановка работы основных импортеров продукции негативно повлияли на производителей текстиля и тканей. Вот и Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение («Блакіт») ощутило серьезное снижение в первую очередь экспортных заказов. Зарубежные клиенты предприятия фактически остановили свою деятельность. Генеральный директор объединения Иван Турчак признается: пойди мы таким путем, было бы не то что сложно, а даже невозможно заново запустить производство. Не говоря уже о полной потере рынков сбыта. Именно поэтому в непростых экономических условиях, вызванных эпидемиологической ситуацией, был разработан антикризисный план работы.


— А сейчас каждую неделю проводится балансировка всех заказов, доходов и расходов. И могу сказать, что за второй квартал мы не упали, а даже приросли. Рост объемов производства составил 11 процентов. Мы, считаю, очень вовремя перепрофилировались — начали, например, шить маски. За апрель — май продали около 2,5 миллиона масок. И в этом месяце также, думаю, продадим около миллиона. Выручило и то, что предприятие фактически меньше чем за неделю освоило выпуск очень широкого медицинского ассортимента. На те же маски сейчас имеем заказы даже из Европы. Активно идет работа по освоению новых технологий по защите тканей от микробов и вирусов. Осваиваем и другие перспективные направления.

Перестройка

Принятые меры позволили предприятию сохранить коллектив и эффективно работать. Как итог — зарплата к уровню прошлого года выросла на 18 процентов.

— Да, коллектив мы сохранили, сокращений численности нет. В этой части все стабильно, — продолжает Иван Турчак. — Предприятию пришлось несколько раз менять направление работы и выполнять неспецифичные заказы. При этом и работники администрации трудились на производствах, и четыре фабрики между собой активно взаимодействовали. Люди сплотились, произошел, образно говоря, внутренний подъем за счет внешних вызовов. И, в отличие от наших коллег за границей, мы работаем!

Суммарно за апрель — май предприятие продало около 2,5 миллиона масок.

Конечно, по основному ассортименту — швейным изделиям и постельному белью — в апреле наблюдалось падение продаж: порядка 40 процентов. В мае ситуация немного выровнялась, падение продаж к уровню прошлого года составило около 30 процентов. В этом месяце идем близко к уровню прошлого года. Так что падение спроса на швейные изделия мы вовремя перекрыли медицинским ассортиментом. 

Быть в тренде

В связи с закрытием границ маркетинговая стратегия предприятия изменилась. Объединение стало расширять ассортимент продукции. Также стараются работать под точечные заказы. Генеральный директор предприятия подчеркивает: сегодня усилия маркетинга направлены на два глобальных направления. 

— Первое — это изделия медицинского назначения. А второе — это наш традиционный ассортимент. Раньше мы больше работали по домашнему текстилю, а сейчас упор делаем на специальные ткани под заказ. И параллельно с этим развиваем экологический тренд. Речь идет о биоразлагаемых тканях различного назначения. Перспективы здесь тоже просматриваются большие.

Коллектив работает стабильно. Сокращений численности нет.

КОМПЕТЕНТНО


Татьяна ЛУГИНА, председатель концерна «Беллегпром»: 

— В начале года предприятиями легкой промышленности страны сделан хороший старт, и за первые два месяца темпы роста экспорта были на уровне 104 процентов. Но пандемия затормозила изначально набранный темп. Однако даже в условиях непростой эпидемиологической ситуации предприятия легкой промышленности продолжают активно работать и искать новые ниши на рынках. Каждое из них еще в марте разработало стресс-бизнес-планы. Сегодня среди приоритетных задач — поиск новых партнеров за рубежом и путей выхода на новые рынки. 

Сегодня мы уже наблюдаем положительную динамику: в июне хоть и небольшими темпами, но наметился рост в текстильной отрасли. Если сравнивать с прошлым годом, то темпы роста индекса промышленного производства по текстильным предприятиям уже составили 108,3 процента. Оживают кожевенная и обувная отрасли. Не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но надо понимать, что это экспортно ориентированная отрасль. А внешние рынки только начинают открываться. 

Что касается швейных и трикотажных предприятий, то они эффективно работают и загружены заказами. Мы изменили свою стратегию. Учитывая падение продаж во втором квартале в розничной сети внутри страны, швейные предприятия перешли на работу под заказ. И сегодня они имеют большой портфель таких заказов по изготовлению одежды на рынок ЕС. 

В феврале — марте предприятия легкой промышленности активно начали выпускать защитные изделия: медицинские маски, бытовые повязки, защитную одежду для медиков. К производству подключились даже обувные и галантерейные предприятия. К апрелю в стране уже ежесуточно выпускалось более 2 миллионов масок и повязок, 50 000 защитных костюмов. Благодаря быстрой переориентации и слаженной работе удалось поддержать в работоспособном состоянии швейную отрасль страны. Все предприятия были на максимальной загрузке. Благодаря чему, к слову, удалось повысить зарплату работникам: на отдельных предприятиях она выросла на 15—20 процентов. 

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter