Так решили избиратели

О кампании по выборам депутатов местных Советов

Политическому оппозиционеру нужно быть поворотливым. Иначе чем объяснить системные провалы? «Не тот народ достался?..» — говорить об этом вслух неприлично. Поэтому используются другие аргументы. Вроде «бойкота» выборов — мол, виноград хорош, но зелен. Либо еще говорят: народ все равно не придет на участки. А когда народ приходит, заводится другая песня: «Людей пригнали...» Так что оппозиция остается кругом права, хотя все время почему-то тянется в хвосте событий.


В нынешней кампании по выборам депутатов местных Советов в этом смысле  «явка» была под 80 процентов.


Примеряю ситуацию на себя. Живу в «спальном» районе и голосую в ближайшей школе. Вокруг новостройки, в которых живут очень разные люди: по возрасту, профессии, социальному статусу и политическим взглядам. Любопытно, какая такая сила должна пройти в один день по тысячам квартир, чтобы повести с собой их жильцов к урнам для голосования? Да найдись хоть один подобный факт, о нем оппозиция бы трубила на всех углах!


Еще «демократическая общественность» любит фантазировать по поводу досрочного голосования. Мол, туда–то уж точно загоняют. Хотя с организационной точки зрения особой разницы не вижу, в какой день высказаться о своих политических предпочтениях. И опять же, ни об одном факте отлова электората на минувшей неделе не известно. «Какая сила может заставить почти треть населения покинуть одновременно место жительства?» — с сомнением рассуждает один из кандидатов и по совместительству «правозащитник» о популярности досрочного голосования. Что ж, тут для понимания жизни можно посоветовать простой рецепт: понаблюдать за любым выездом из города в первый выходной день или накануне вечером. Уверен, это поможет меньше блистать отдаленностью от интересов людей. И не удивлюсь, если в погожий весенний уик–энд города покидает не то что треть, а половина жителей. Разъезжаются кто в деревню, кто на дачу, кто просто на пленэр. И досрочное голосование — международная, кстати, практика — хорошая возможность не ломать планы...


Надо полагать, что при соответствующем рейтинге политической оппозиции (в районе трех процентов) лучшим для нее вариантом проведения выборов был бы тот, пример которого показали функционеры от альтернативной политической мысли. Самые более–менее узнаваемые из них просто заявили, что «не будут голосовать». И это тоже показательный момент. Если люди отвергают цивилизованные конституционные принципы, это говорит о многом. Не потому ли во время работы избирательных участков то тут, то там фиксировались попытки спровоцировать конфликт? В одних случаях кто–то пытался противопоставить результаты основного и досрочного голосования. В других волной жалоб предпринимались попытки парализовать работу избиркомов. В третьих незначительные, больше технические недочеты в работе комиссий преподносились как массовые серьезные нарушения...


Не удивлюсь, если еще до завершения голосования кое у кого уже были готовы отчеты о его «недемократичности». Пройдет совсем немного времени, и этот рефрен станет на какое–то время главным послесловием к избирательной кампании. Но по-серьезному придраться особенно не к чему. Об этом прежде всего говорит тот факт, что на своих участках одержали победу люди разных профессий и разных политических взглядов. В том числе и члены тех политических партий и движений, которые являются оппонентами власти. Что ж, так решили избиратели, так тому и быть!


Вот итоги. Избраны 21.293 депутата из 21.303. Об этом вчера сообщила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина. В 9 округах выборы прошли, но депутаты не были избраны. Суть в том, что если у кандидата нет соперника, то по закону он должен набрать не менее половины голосов от числа пришедших на участки. В этих округах претенденты на мандаты набрали меньше. Здесь выборы пройдут повторно. Еще по одному округу голосование не проводилось по печальной причине — умер кандидат.


Разумеется, как и любая масштабная кампания, местные выборы вряд ли могут пройти на все сто без шероховатостей. Л.Еромошина заметила, что в ЦИК поступило 211 жалоб. Большинство из Минска. В основном они касались некачественного составления списков избирателей и просьб продлить время работы участков. Самым же серьезным нарушением можно считать сигнал, что в Молодечненском районе в одном Совете 4 кандидата в депутаты одновременно являлись... членами участковых избиркомов. Вопиюще! На этот счет в адрес Молодечненского райисполкома прокуратурой Минской области вынесено представление о нарушении избирательного законодательства. Проблему решили оперативно. Эти люди в подсчете голосов участия не принимали. А повлиять на ход голосования не могли, поскольку участвовали в работе других комиссий, а не на тех участках, по которым баллотировались.


Общий итог таков — всего по стране будет сформировано 1.495 местных Советов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter