Источник: Знамя юности
Знамя юности

Художники открыли мастерские для всех желающих – журналисты сходили на экскурсию

Так «работает» искусство

Художники, как правило, люди закрытые. Приглашать в свой мир посторонних не любят. Мастерская для них – пространство сакральное, приют Музы и место самоизоляции. Но теперь раз в год мастерские станут открытыми, а сами творцы – ближе к народу. 

Новый образовательный проект Белорусского союза художников «Открытые мастерские» – шанс не только увидеть графиков, скульпторов, монументалистов за работой, но и понять, почему талант мыслить не как все дается на самом деле немногим.

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

Что было до?

Работы Александра Шаппо и Максима Петруля видел каждый, кто хоть раз спускался в минскую подземку. «Древо доро­г» на станции метро «Вокзальная», «Книга белорусская» на «Площади Франтишка Богу­шевича», сверкающее «Солнце» на «Юбилейной» и аппетитная «Груша» на «Грушевке» – мимо этих скульптурных композиций ежедневно проходят тысячи людей. Но это уже конечный результат. А что было до? В какой атмосфере создавались эти и другие произведения? Проект «Открытые мастерские», уверена первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович, поможет ответить в том числе на самые дилетантские, казалось бы, вопросы публики:

– Наша цель – не просто приоткрыть для горожан и сделать видимыми творческие пространства Минска. Хочется показать и доказать, что худож­ник – тоже рабо­та. И час­то – 24/7. Проект ори­ентирован прежде всего на гума­нитарное знание. Часто люди даже не представляют, как делается графика или иллюстрируются книги. Мы даем шанс восполнить эти пробелы.

Разные поколения художников – один взгляд на жизнь

Пока художественная карта «Открытых мастерских» суже­на до пешей прогулки между двумя точками. Это, собственно, художественный комбинат на улице Некрасова и самый известный дом на улице Сурганова, где живут и работают многие именитые мастера. Академия искусств, дом художников, где им всегда выделялись квартиры и мастерские, художественный ком­бинат – триада, которую в культурных кругах еще называют «Машеровский треугольник». Главным содержанием жизни этих пространств всегда был и остается постоянный обмен идеями и впечатлениями. За ними на экскурсию пришли первые гости «Открытых мастерских». Роли экскурсоводов взяли на себя график Андрей Басалыга и искусствовед Наталь­я Шарангович.

– Мастерская для художника всегда была не только рабочим местом, но и пространством для встреч и дискуссий о том, что происходит в мире и в искусстве. Что интересно, среди гостей я увидела не только молодых художников из Глебовки, но и уже со­стоявшихся мастеров, которые пришли посмотреть, как работают коллеги. Это говорит о том, что даже профессиональному сообществу нужен открытый диалог, – уверена Наталья Васильевна.

В первые выходные октября

Скульптор Александр Шаппо в числе тех, кто открыл свои двери прохожим. О своих достижениях мастер рассказывает скромно, но некоторые секреты все же раскрывает:

Александр Шаппо всегда рад гостям

– Мой опыт подсказывает, что такие проекты необ­ходимы. Я всегда за то, чтобы пропагандировать – в хорошем смысле этого слова – искусство и культуру. Может, хоть так мы ненадолго оторвем молодежь от TikTok... Знаете, мир художников достаточно закрыт. И если бы я молодым приехал, допустим, в Париж и попросился к какому-нибудь именитому мэт­ру в мастерскую, с вероятностью в 99 процентов был бы послан куда подальше… Никто не любит показывать внутреннюю кухню. Но если нет диалога с публикой, это тоже неправильно. Зритель всегда должен быть соавтором.

В числе вопросов экскурсантов – об идее и создании того самого «Древа жизни» на станции метро «Вокзальная». К слову, два года назад проект получил награ­ду на престижном конкурсе по архитектуре и дизай­ну среды в Нью-Йорке.

Одна девочка задала мне вопрос: «В чем вы находите мотивацию?» Я даже растерялся… Белорусы всегда жили на перекрестке востока и запада, севера и юга, на пути «из варяг в греки». Станция «Вокзальная», где сходятся железнодорожные пути, – это первое место встречи с нашей столицей. Белорусские архетипы – это не только зубры и аис­ты, – уверен скульптор. – Одни видят в скульптуре древнее «дрэва жыцця», другие – линии судьбы. И мне нравится, что каждый находит в этой работе что-то свое.

Творческая атмосфера совсем не мешает серьезной работе

Полноценные экскурсионные маршруты по художественному комбинату Белорусского союза художников появятся в 2023 году. Совсем скоро в доступе будет и виртуальный тур: в реализации задумки поможет Министерство спорта и туризма. И уже точно: как минимум раз в год (в первые выходные октября) «Открытые мастерские» будут приглашать на большую прогулку по арт-пространствам всех желающих. Проект, на­деется Наталья Шарангович, станет основной точкой притяжения широкого круга людей, которые склонны к критическому типу мышления – как философскому, так и худо­жественному, всех мастей и профессий:

– Еще мы рассматриваем возможность делать тематические экскурсии. Отдельно по живописным мастерским, отдельно, допустим, по скульптурным. Наша цель – заинтересовать изобразительным искусством как можно больше людей, не только потенциальных меценатов, но и детей, которые в будущем пополнят ряды членов Союза художников.

Детали имеют значение

leonovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter