Почему на прилавках мало отечественных яблок?

Так попадают в яблочко

Сколько можно заработать на витаминном фрукте?

Сколько можно заработать на витаминном фрукте?


В нынешнем году яблок будет много. Что делать с богатым урожаем? Этот вопрос одинаково беспокоит и дачников, и фермеров. Вторым сложнее: фрукты нужно не просто сбыть, но продать с выгодой. Тем временем на полках супермаркетов часто встречаются импортные плоды.



На опадки непадки


Осматриваю небольшой сад на дачном участке: под напором плодов ветви яблонь, что помоложе, опустились чуть ли не до земли. Прикидываю: если с каждого дерева удастся снять килограммов 30, а всего деревьев семь, выйдет 210 килограммов. Хранить разве что в погребе — самые стойкие “доживут” максимум до марта. Съесть свежими да пустить на сок — пускай килограммов 100. Как не сгноить остальной урожай?

Первым делом звоню на заготпункт. Ближайший — в Смолевичах, километрах в 10 от нашего сада. Здесь готовы принять опадки по 3 копейки за килограмм. Плоды товарного вида начнут принимать только с сентября. Выручить мне удастся 3,3 рубля, отнять расходы на бензин — около 1 рубля, выходит 2,3 рубля. Стоит ли игра свеч?

Обзваниваю напрямую перерабатывающие предприятия. Ближе всего Борисовский консервный завод.

— Яблоки принимаем по пять копеек за килограмм.

Предприятие — в сорока километрах от дачи, интересуюсь, как дела обстоят с доставкой.

— Если больше 3 тонн, мы пришлем машину, но нужна справка о владении приусадебным участком. Если меньше — привозите сами.

Считаю: дорога туда-обратно встанет примерно в 7,5 рубля, а за 110 килограммов выручить удастся только 5,5 рубля. Невыгодно. Впрочем, тем, у кого сад побольше, такой вариант рассмотреть стоит. Пока конкуренция на рынке еще невелика (“высокий” яблочный сезон начнется ближе к концу августа), большинство перерабатывающих предприятий готовы принимать плоды в неограниченных объемах. Стародорожский плодоовощной завод дает 7 копеек за кило, предприятие “Иловское” — 5 копеек, “Минск Кристалл” принимает по 4 копейки. Гомельский винодельческий завод сейчас охотно возьмет опадки за 6 копеек:

— Если будете сдавать более 400 килограммов, мы даже машину можем прислать по Гомельскому району, — объясняет женщина на другом конце провода.

На рынке, к примеру, на “Комаровке”, за килограмм просят от 0,7 до 1,6 рубля — в разы больше, чем за падалицы. Тут, правда, своя экономика. В столице метровый прилавок на целый день может обойтись примерно в 8—10 рублей. У продавца должна быть пройдена флюорография, при себе — справка из сельсовета о владении приусадебным участком и паспорт. Не исключено, что часть яблок нужно будет передать  на экспертизу в лабораторию — тоже платно. Поближе и побюджетнее будет место на городском рынке Жодино: 1,81 рубля за день, документы те же.

На трассе десятилитровое ведро белого налива сейчас продают по 3 рубля.




Торг уместен


Обойдя недавно несколько гродненских магазинов, поразилась: почему мало наших яблок? Задавшись вопросом, отправилась в СПК имени В.И. Кремко Гродненского района. Сад здесь один из самых больших в области, его масштабы видны даже из окна маршрутки на подъезде к агрогородку.

Геннадий Санько, садовод-агроном рассказывает:

— Срок реализации яблок ранних сортов слишком короткий. Белый налив, например, имеет товарный вид лишь в течение 10 дней. Поэтому делаем ставку на те, что пригодны для хранения.

Работы сейчас много. Только ранних сортов в благодатный год здесь собирают до 120 тонн. Рядом с коробками, где яблоки отборные, выстроились в ряд сетчатые мешки, которые, судя по всему, готовятся отвезти на переработку.

Начальник фруктохранилища Андрей Кремко говорит:

— Мы заинтересованы поставлять урожай в торговую сеть, ведь такой товар намного дороже, чем тот, который отправляем оптом на переработку. И яблок товарных в любой год у нас достаточно, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Однако меньше тридцати процентов всего урожая реализуем через торговую сеть. Лишь в пять магазинов поставляем свои яблоки, четыре из них находятся в Гродно и один у нас. К сожалению, по не зависящим от нас причинам не выстроен четко механизм потребительского спроса на белорусские яблоки.

Андрей Витальевич не скрывает, что есть проблема и с поставкой на переработку: там принимают на треть ниже розничной цены. Поэтому в хозяйстве и открыли свою линию — ее мощность 500 килограммов в час.

В центре агрогородка в магазине на витрине рядом с польскими по цене 1,8 рубля за килограмм лежат и местные плоды за 0,56 рубля. Разница в три раза!

У генерального директора Гродненской областной ассоциации фермеров Владимира Ушкевича свой взгляд на эту проблему:

— Наши яблоки и польские в саду одинаковы. А что мы видим на прилавках? Красивые импортные и непрезентабельные наши. Дело в том, что наши плоды, пока дойдут до покупателя, потеряют свой вид, какими бы вкусными и полезными они ни оставались при этом. Нам нужно поучиться у соседей бережной упаковке и сервису в целом. Но и торговля должна быть заинтересована в том, чтобы продать свое, показать товар с лучшей стороны, заинтересовать покупателя.

Начальник отдела заготовок Гродненского областного потребительского общества Елена Жук рассказала вот что:

— Мы закупаем только отечественные плоды. Они пользуются очень хорошим спросом у покупателя. Причем для нас нет разницы, брать у хозяйства или у населения. Что касается цены, она может меняться. За отборные платим от 0,55 рубля до 0,7 рубля за килограмм, опад берем по 0,03 рубля.

Поздние яблоки в хранилищах с регулируемой средой могут долежать до мая. К этому времени найти в магазинах наши краснобокие плоды практически невозможно


Фото БелТА

Запас считают по весне


Ежегодно мы получаем около 100 тысяч тонн плодов и ягод — это только от фермеров и сельхозорганизаций. Плюс население: как-никак из 98,9 тысячи гектаров садов только 39,2 тысячи — промышленные. С яблоками ситуация парадоксальная.

На экспорт в прошлом году отправили 47 тысяч тонн. А привезли в два раза больше: ежегодно импортируем порядка 100 тысяч тонн витаминных плодов, тратя на это 10—15 миллионов долларов. Почему часть привозного урожая не можем заместить своим?

В Минсельхозпроде говорят, что дефицит яблок ощущается преимущественно весной, когда продукция из хранилищ уже реализована, а новый урожай еще не поспел. Тем временем Польша готова не только себя обеспечивать яблоками круглый год, но и на экспорт поставлять: в хранилищах с газовой средой плоды могут лежать до двух лет. Впрочем, проблема с хранением продукции решается и у нас.

В рамках госпрограмм государство выделило помощь аграриям на строительство специализированных хранилищ. Сейчас они могут вместить 102,6 тысячи тонн — достаточно, чтобы отправить на хранение весь урожай сельхозпроизводителей. На оснащенность тоже жаловаться не приходится: есть у нас те же “запасники” с регулируемым микроклиматом, как на Западе. Их, конечно, немного, но стоит ли сейчас строить больше?  

Две пятилетки подряд у нас реализовались госпрограммы, где была предусмотрена закладка садов. Сейчас их площадь несколько меньше, чем была в 2011 году, — примерно на 8 тысяч гектаров, но в Минсельхозпроде объясняют, что как раз тогда у нас начали раскорчевывать неэффективные сады — где истек срок эксплуатации, устарел сортовой состав. Вместе с тем закладывались новые: за последние 10 лет — порядка 15 тысяч гектаров плодово-ягодных культур.

В первые годы реализации госпрограмм испытывался дефицит  посадочного материала: отечественного не хватало и некоторые организации были вынуждены покупать саженцы за рубежом. Сейчас проблема решена: мы вышли на полное самообеспечение и выращиваем около 2 миллионов штук саженцев (и это только плодовых культур)  — часть из них экспортируем в Россию.

По оценкам Минсельхозпрода, в этом году фермеры и сельхозорганизации соберут урожай плодов и ягод в 114 тысяч тонн — на 10 процентов больше, чем в прошлом. И год от года цифра будет расти по мере того, как начнут плодоносить молодые сады.

В 2020 году в “промышленных” садах планируется собрать почти вполовину больше плодов и ягод, чем сейчас — 160 тысяч тонн. Однако вопрос, как их продать и заработать на этом, остается открытым

Приказано выжать


Открытым остается вопрос, как продукцию сбывать. Для производственников это больная тема. Ежегодно около 22 тысяч тонн урожая закладывается в стабилизационный фонд. Остальное идет на реализацию и переработку. По данным Минсельхозпрода, перерабатывающие предприятия закупают более 100 тысяч тонн плодово-ягодной продукции. Яблоки нужны по двум направлениям — для виноделия и для производства консервов.

В первом случае производственные мощности 40 предприятий — 177 тысяч тонн в сезон. В этом году планируется заготовить 90,2 тысячи тонн сырья (почти 140 процентов к уровню прошлого года). Предприятия осваивают производство новых видов продукции в области плодового виноделия — фруктово-ягодных натуральных вин (без добавления спирта), плодовых марочных вин, кальвадоса, фруктовых дистиллятов, рассказала начальник отдела алкогольной и крахмалопаточной отраслей концерна “Белгоспищепром” Ольга Еременко.

Консервная отрасль закупает яблоки для производства соков и нектаров, повидла, джемов, детского питания и прочих видов продукции. Начальник отдела консервной отрасли концерна “Белгоспищепром” Елена Андреева рассказывает, что специализированные мощности по производству фруктовых и овощных консервов имеются в 31 организации: “Это позволяет производить порядка 620 миллионов условных банок продукции при потребности внутреннего рынка (с учетом экспорта и импорта) 600—650”. За рубежом продукция пользуется спросом — в прошлом году экспортировали около 20 процентов от объема производства.

Сельхозорганизации отправляют на промпредприятия порядка 30 процентов урожая. Сдавать его не особо прибыльно. Рентабельность саду обеспечивает продажа товарного яблока — того самого, которое мы видим на прилавках магазинов. Но многие фермеры просто не могут прорваться в наши торговые сети. В результате отгружают продукцию на Россию. Начальник цеха садоводства агрокомбината “Ждановичи” Александр Болдисов говорит, что за этим кроется целый пласт проблем:

— Нужны такие сорта, которые способны выдержать хранение и 3—4 недели на полке магазина, сохранив товарный вид.

Есть и другие нюансы. Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, владелец сети продовольственных магазинов, объясняет:

— Наши яблоки дешевые и значительно качественнее импортных с точки зрения полезности. Но им не хватает рекламы. Сколько раз было такое: лежат наши натуральные плоды и польские — да, красивые, но прошлогодние, запарафиненные.

И потребитель берет импортные — ему так привычнее.

Здесь действительно есть над чем задуматься. Те же польские яблоки стали популярны не просто так.

В России и Украине с 2012 по 2015 год велась их активная реклама, в нее вложили более 2 миллиардов евро. Откуда такая сумасшедшая сумма? Общий бюджет почти в 4 миллиарда евро на 50 процентов профинансировал ЕС, 30 процентов — польское правительство и 20 процентов — Ассоциация садоводов Польши, по инициативе которой и проводился проект. Эффект был: рос спрос, росли продажи. Дальнейшему захвату рынка помешало только введение санкций между ЕС и Россией.

Еще один момент — покупать импортные яблоки торговым сетям выходит выгоднее, чем наши. Виктор Маргелов объясняет:

— Магазины шаговой доступности не могут закупать фрукты и овощи сразу большими объемами, так как будет много гнилья. Они берут малыми партиями, но часто. В итоге те предложения, которые поступают по нашим яблокам, выходят ненамного дешевле, чем импортные. Оптовым базам налаживать поставки то ли невыгодно, то ли у них значительно вырастает цена.

Александр Болдисов говорит, что решить проблемы сбыта продукции, как, в общем-то, и все остальные вопросы садоводства, можно, взяв на заметку опыт Евросоюза:

— В Польше и Голландии создаются торгово-производственные кооперации. Они берут на себя всю организацию процесса. Зная, что нравится потребителю, они заказывают производству нужные сорта в нужном количестве — тогда с продажей проблем не возникает. Они же отвечают за хранение и логистику, налаживают систему поставок продукции. Могут запустить рекламу, профинансировать научные исследования. В конце концов, отстаивают интересы отечественных производителей у себя и за рубежом.

У нас же все на личных контактах. Нет даже сайта, где было бы описано, какие кто выращивает сорта и в каком количестве.

Тем временем госпрограммой на 2016—2020 годы предусмотрена закладка садов интенсивного типа — по 500 гектаров ежегодно. К концу пятилетки планируется выйти на сбор плодов и ягод в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах в 160 тысяч тонн.

Наращивать производство — хорошо. Но и вопросы со сбытом нужно решать. Наиважнейший принцип маркетинга: главное — не вырастить, главное — продать. Так как нашему яблоку докатиться до покупателя?

В ТЕМУ

Наши ученые выяснили, какие яблоки больше всего любят белорусы. Оказалось, что чаще мы останавливаем свой выбор на сладких яблоках с легкой кислинкой, правильной округлой формы, среднего размера и красного цвета. И тут у наших селекционеров, как говорят, попадание в яблочко: основная группа сортов, выводимых в Институте плодоводства, полностью отвечает этим критериям. Известно также, что хуже раскупаются сорта ребристых яблок, а также зеленого цвета — если на такое яблоко слегка нажать, то появляется темный отпечаток, который портит товарный вид. В то же время на красном яблоке подобные дефекты менее заметны. Что касается вкусовых качеств наших сортов, уже есть такие, которые лучше зарубежных по вкусу, содержанию сахара и органических кислот. К слову, 16 сортов яблок белорусской селекции уже выращиваются в России.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анатолий Криворот, заместитель директора Института плодоводства НАН Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук:

— Основная проблема — запаздывание со сбором и заготовкой урожая. А яблоки, особенно сортов летнего и осеннего сроков созревания, которые составляют пока основу садов у населения, продукт скоропортящийся. Они не могут долго лежать и ждать, пока их отправят на переработку или в фруктохранилища. А ведь в прошлые годы случались ситуации, когда собранные яблоки хранились в неприспособленных местах по нескольку недель. Результат — полная непригодность такого сырья к переработке. Поэтому от хозяйств и Белкоопсоюза требуются расторопность и продуманные действия в сборе, сохранении и переработке по ускоренному графику выращенного урожая.

На мой взгляд, частники охотнее сдавали бы излишки, а производители — выращенный урожай, если бы были материально заинтересованы. Но цены на яблоки в момент массовой уборки низки и невыгодны ни тем, ни другим. И если частники еще могут подождать, пока с ними рассчитаются за сданный товар, то предприятия не идут на это, что является серьезной проблемой. Ведь на счет хозяйств деньги поступают только после того, как переработанный продукт реализован, а это может растянуться на месяцы! Такой порядок, естественно, не устраивает аграриев, он заставляет сельских руководителей искать более выгодные каналы сбыта, не оглядываясь на нужды внутреннего рынка. И довольно часто выращенный урожай яблок уходит за пределы страны.

Хотя возможности для хранения плодов в последние годы заметно расширились. Построены емкости более чем на 40 тысяч тонн. Если все мощности хранения загрузить нашей продукцией и постепенно ее реализовать, то население будет практически весь сезон потреблять только отечественные яблоки. Другое дело что все эти хранилища находятся в конкретных хозяйствах, которые не имеют достаточно развитой транспортной базы, чтобы доставлять свою продукцию на дальние расстояния. Поэтому они ориентируются на близлежащие города, а это, как правило, райцентры.

В больших городах вопросом обеспечения населения яблоками в основном занимаются крупные торговые сети. Для них важно, чтобы продукция поступала в одно и то же время, в нужных объемах, неизменно высокого качества. А поскольку из-за неразвитости логистики наши сельскохозяйственные предприятия не могут выполнить требования ретейлеров, те обращаются к зарубежным поставщикам или фирмам-посредникам. Например, польские партнеры гарантируют поставки с минимально возможным опозданием в 10 минут. У нас внутри республики система пока не отлажена, и это необходимо срочно исправлять.

Есть и другие проблемы. К сожалению, предприятия-производители по-прежнему стремятся получить вал яблок в ущерб их качеству. А ведь все плоды должны быть тщательно отсортированы, красиво упакованы и уложены, чтобы, увидев наше яблоко, покупатель захотел взять именно его.

Сможем ли мы при существующих темпах развития плодоводства в обозримом будущем полностью обеспечить наше население отечественными яблоками? Думаю, что так ставить вопрос нельзя. Ведь есть уникальные сорта яблок, которые в наших климатических условиях невозможно вырастить. В то же время потребители хотели бы видеть на прилавках магазинов, например, яблоки всемирно известных сортов исключительно зеленого цвета, которые никогда не краснеют, — Гренни Смит, или розовые — Пинк Леди, или желтые — Голден Делишес. Если же предложить потребителю только белорусские, хоть и с разнообразной, но привычной цветовой гаммой, яблоки — это будет ограничением выбора потребителей.

Но мы должны стремиться к увеличению доли белорусских плодов на внутреннем рынке, и объемы производства яблок вполне позволяют в обозримом будущем полностью решить задачу обеспечения населения преимущественно отечественной продукцией.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter