Так почему же улыбается Мона Лиза?

Код Леонардо да Винчи раскрыт…

Код Леонардо да Винчи раскрыт…

Два события, связанных с самой загадочной картиной в истории — «Джокондой» Леонардо да Винчи, произошли в мире искусства. В Оттаве, как пишет «Эхо планеты», с отчетом о новейших исследованиях 500-летнего шедевра выступила канадо-французская группа, попытавшаяся поставить точки над «i» в его тайнах, а в Париже вышла книга «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт». 

Чтобы вырвать эту тайну у легендарного произведения, его пришлось подвергнуть непростым испытаниям, но, разумеется, без малейшего ущерба для картины великого итальянца. Благодаря новейшим достижениям науки и техники ученые сумели исследовать все компоненты этого творения: доску из тополя, на которой оно написано, краски и грунтовку, лаки и другие материалы, употребляемые живописцами в те далекие времена. В лексике экспертов по искусству появилась совершенно новая для них терминология — флуоресцентный и спектрометрический анализ, ультразвуковая рефлектоскопия в инфракрасных лучах, электронный спектральный анализ. Картину просвечивали рентгеновскими лучами, исследовали в ультрафиолетовом излучении, подвергали цифровому лазерному сканированию в трех измерениях, другим самым современным методам анализа. Такой трехмерный сканер дает точность до одного микрона, то есть менее одной десятой диаметра обыкновенного человеческого волоса. 

Большая часть анализов и исследований была проделана в Реставрационно-исследовательском центре музеев Франции, расположенном в Лувре. Около 40 экспертов, физиков и химиков, искусствоведов отнеслись к работе по изучению главного экспоната парижского Лувра со всей тщательностью и серьезностью, на которые только способны люди, посвятившие свою жизнь служению искусству. 

Результаты почти четырехлетней работы ученые обобщили в солидном труде, название которого перекликается со скандально известным романом Дэна Брауна «Код да Винчи». Авторы сделали это умышленно, четко обозначив в заголовке свою идею и свою цель — «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт». Книга богато иллюстрирована. В нее включены снимки, раскрывающие секреты письма итальянского мастера, опубликованы многочисленные репродукции, воспроизведенные путем рентгеновского излучения, подробно описаны и проанализированы все «несчастья», которые выпали на долю легендарного произведения за его долгую жизнь. 

С особым рвением ученые пытались докопаться до самых глубин уникальной техники письма да Винчи, обозначенной в искусствоведческих трудах термином «сфумато» — нечто легкое, эфемерное, загадочное. Именно то, из чего возникает самая знаменитая в мире улыбка, и то, чем не владел ни один современный да Винчи живописец. Что это — особый способ нанесения краски, который создает неповторимую атмосферу таинственности, впечатление живой, зыбкой дымки, струящейся с картины? Эксперты не обнаружили ни одного отпечатка пальцев на полотне, хотя некоторые считают, что знаменитый итальянец иногда писал при помощи пальцев, и находят тому доказательства. Более того, мощнейшая аппаратура не смогла обнаружить даже следов кисти, настолько однороден и тонок на дереве слой краски. И все же проникнуть в тайну «сфумато» исследователям пока не удалось, так что ставить точку в изучении «Джоконды» еще рано. 

А что же та самая загадочная улыбка Моны Лизы, тайну которой прежде всего пытались разгадать исследователи, улыбка, которая волнует, притягивает зрителей, не дает покоя многим поколениям поклонников живописи? И здесь надо отдать должное специалистам — открытие было сделано. Тайна да Винчи заключалась в том, что он запечатлел улыбку счастливой женщины, которая совсем недавно дала жизнь новому человеку. Более того, эксперты уточняют даже, что Мона Лиза, чей образ обессмертил великий итальянец, изображена на знаменитой картине вскоре после того, как она подарила своему супругу, флорентийскому купцу Франческо дель Джокондо, второго ребенка. Или носила его под сердцем. Этот факт, кстати, позволил более точно установить и дату создания шедевра — около 1503 года. 

На это указывает «находка», сделанная исследователями с помощью новейшей канадской технологии сканирования трехмерного изображения. Она позволила увидеть то, что веками было скрыто от человеческого глаза. Благодаря своим умным приборам ученые обнаружили на прелестной даме едва заметную, тончайшую и прозрачную газовую вуаль. Такие в Италии XVI века могли носить беременные женщины или же те, кто только что родил ребенка. Эту деталь картины на слишком темном фоне ранее различить не удавалось, но, как оказалось, именно в ней содержалась одна из тайн «Джоконды». Эксперты установили также, что во время работы над картиной художник вначале изобразил именитую флорентийку в чепце, но потом «переодел» ее — и она предстала перед нами более естественной, со свободно спадающими волосами. 

Однако за всем этим кроется маленькая хитрость художника. По мнению историков, с непокрытой головой и распущенными волосами во времена да Винчи могли появляться на людях только «легкомысленные девушки и женщины, а не добродетельные матроны из хороших семей, а тем более супруга уважаемого торговца шелком». На самом деле волосы Моны Лизы схвачены шиньоном и прикрыты легким чепцом, но художник сделал так, что это смогли обнаружить только изощренные эксперты 500 лет спустя... 

По мнению исследователей, картина действительно обладает магнетическими чарами. Она тихо очаровывает, гипнотизирует, но в ней нет сверхъестественной тайны, как уверяют Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», и одноименный фильм, более чем прохладно принятый на последнем Международном каннском кинофестивале. Истинный «код» Леонардо да Винчи кроется в тайнах его мастерства, который не один век пытаются разгадать его потомки, призывая на помощь опыт, высокие технологии и достижения науки. Этот тайный код великого художника неохотно поддается расшифровке, но тем не менее поддается — под давлением новых знаний. 

На «ученом совете» в Оттаве, где обсуждались итоги исследований шедевра Леонардо, эксперты Национального исследовательского совета высоко оценили сохранность великого творения. Они обратили внимание и на то, что доска, на которой написана картина, чувствительна к перепадам температур и климатическим изменениям. Однако если будет сохранен нынешний температурный режим в Лувре, где живет «Джоконда», то опасности для нее нет, пришли к заключению эксперты. 

Особый интерес исследователей вызвал 12-сантиметровый скол в верхней части картины, который, вероятно, образовался при снятии первоначальной рамы и был отреставрирован в середине XVIII или начале XIX века. Состояние материала в этой части «стабильно и не ухудшилось со временем», с удовлетворением констатировали канадские специалисты.

Не угрожает картине и тончайшая сеть мелких трещинок — кракелюров, покрывшая ее. Тщательное изучение показало: краска настолько плотно прилегает к дереву, что нет никаких признаков отслоения, и, как полагают специалисты, созданный полтысячи лет назад шедевр сохранится еще долгое время. А пока любители всяческих тайн и мистерий и почитатели творчества великого художника эпохи Возрождения выстроились за книгой «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт», появившейся на прилавках парижских магазинов. 128 страниц текста, 248 превосходных иллюстраций, масса разгадок — и всего за 45 евро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter