В деревне Пукшино медведь покусал сельчанина. Как мы искали косолапого нарушителя спокойствия

Так ли страшен медведь, как его малюют

Необычайная история о том, как лесного гостя радушно встретили в деревне Пукшино, угощали вареньем и предлагали выпить, а он взамен покусал сельчанина, все еще актуальна. Сейчас деревенские жители бьют тревогу: никакие меры отпугивания якобы не помогли. Медведь продолжает захаживать «на огонек» и в это село, и в соседние. Журналист «Рэспублікі» решила проверить эту информацию вместе с инспекторами Минприроды.


Фотоловушки  в  помощь

Вместе с начальником Витебской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александром Савицким мы направляемся в Пукшино. По дороге заезжаем в Суражский лесхоз, где для нас уже подготовили две фотоловушки Falcon-200. Инженер по охране и защите леса Андрей Гладковский объясняет принцип их действия:

— Спектр захвата — около 140 градусов, дальность — до 100 метров, четкость камера обеспечивает на 20-метровом расстоянии — уже можно опознать лицо человека или прочитать номер автомобиля. Фотовспышка срабатывает на движение или по принципу тепловизора — на разницу температур. Есть инфракрасная подсветка. У нас таких фотоловушек в лесхозе и охотхозяйствах 9 штук. 

Если мишка придет на ферму, тут же попадет в объектив
фото автора
Что ж, техсредства в руках, пора в путь. В нашу «Ниву» кроме Андрея Гладковского усаживается также инженер по автоматизированным системам управления Анатолий Заикин — он на месте будет настраивать фотоловушки. На улице вот-вот начнет темнеть, потому нужно торопиться. На подъезде к Пукшино нам приходится еще немножко потесниться: по пути подбираем представителя БООР — егеря местной охотдачи. Анатолий Батенков утверждает: медведя, «ловить» которого мы едем, он знает уже давно. Была и личная встреча: когда мишка вышел из кустов, он ударил зверя поленом. Но тот не удирал, вел себя вполне дружелюбно. Недавно вот, говорят, на ферму заходил, дверь в тамбур открывал... Потом его с помощью тепловизора в силосной яме обнаружили… Выстрелов и петард медведь не боится, людей — тоже. Попытки охотников и сотрудников МЧС отогнать зверя подальше оказались безуспешны — после проведения массовой операции его якобы уже видели не единожды. В том числе и в соседних Яновичах. 

Проезжаем через Пукшино, направляемся к ферме — местные убеждены: все мишкины маршруты из лесу в деревню пролегают исключительно через коровники. Здесь и решаем поставить фотоловушки. Предварительно опрашиваем животноводов, где и когда видели лесного гостя. Рассказывают в красках: как медведь гонял доярок по дороге, как проводил «инспекцию» домов, как заходил в тамбур фермы, а ошалевшие от страха коровы рвались с привязи — да вот же он, Серега, в ту ночь дежурил! Серега подтверждает: да, мишку видел. Правда, дверь он не открывал и в тамбур не лез, просто мимо фермы шел. Туда, куда отходы выбрасывают. По утверждению доярки Анастасии Юрченко, в близлежащую канаву и скотомогильник (обычную емкость, вкопанную в землю) до недавнего времени часто бросали дохлых телят, последы и другие мясные «непотребности» — медведь отсюда целые куски мяса уносил… 

Если это действительно так, то неудивительно, что косолапый регулярно обыскивает объект. Получается, сначала кушает на ферме мясцо, а потом идет в деревню за десертом — выпрашивать варенье… А наша задача на сегодня выполнена: фотоловушки стоят, как только медведь заглянет на ферму — его фото в режиме онлайн отправится на сервер лесхоза и мобильный телефон инженера. Ждем…

От  съемок  отказался

К сожалению или к счастью, первая поисковая операция оказалась провальной. За двое суток — полная тишина. На третьи пришло единственное фото — в объектив фотоловушки попали грачи, следующие два дня — вообще без результата. Зато охотники не молчали. Утверждали: буквально на следующий день после установки фотоловушек они примерно в полутора километрах от Пукшино поймали медведя в тепловизор. Прислали и запись — косолапый чинно шествует вдоль кромки леса. На минутку оглядывается в сторону объектива, а потом гуляет себе дальше. Расстояние от прицела — чуть больше 300 метров. Даты на записи нет. 

В лесхозе в это время — другая информация. Свидетели сообщили, что наш «герой» вместе с сородичами был замечен на противоположном берегу Каспли в районе деревни Власово. Вот и думай теперь: где он? Если отправился в «эмиграцию» (до границы-то по лесу — рукой подать), то как в таком случае идентифицировали мишку, он же паспорт с собой не носит?

Вот такие снимки присылает на сервер фотоловушка

Что ж, выхода нет — снаряжаем еще одну поисковую экспедицию. Теперь к нам с Александром Савицким присоединяются начальник Витебской районной организационной структуры РГОО «БООР» Николай Довыдов и опытный охотник с 20-летним стажем Игорь Карпов. У Игоря — все необходимое. Немецкий карабин Blaser с тепловизионным прицелом и небольшой, удобный в обращении тепловизор. Именно Игорь в прошлый раз и записал похождения косолапого.

— Вообще-то, мы с ним знакомы уже больше двух лет, — утверждает охотник. — Медведь неадекватен, и скажу, почему: рядом с Пукшино была расположена официальная свалка. Медведица приходила туда с медвежатами как в столовую. Я их видел. Потом мамка отогнала от себя подростка, а ведь охотиться-то он не научился. К тому же свалку ликвидировали. Вот и ходит теперь, побирается по населению. Ближайший лес — его владения. Рядом с Пукшино — деревни Яновичи, Лозоватка, Лиопино, Глазомичи. Я часто в этом лесу оставляю привады (приманку) для волков, чтобы потом отстреливать опасных хищников. Но мишка ходит следом за мной и все съедает. Кстати, именно этот медведь в прошлом году повадился в Лозоватку, где разорил пасеку. Человека не боится, я его метрах в трех однажды видел. Есть видео, как из укрытия, сидя на дереве, на него кричал, ветками бросался — ноль реакции. На земле ты к нему — он от тебя. И наоборот: уходишь, а он за тобой… Пока неагрессивен, если не брать в расчет ситуацию с пьяным сельчанином, но сейчас медведь становится половозрелым. Поменяется и характер. Пойдут ягоды и грибы — люди в лес. Чего ждать от непредсказуемого зверя, в голове которого все перемешалось? Не только день и ночь, но и грань между лесом и человеческим жильем? Думаю, нужно отстреливать. 

В ответе за тех, кого прикормили

Несколько раз за ночь мы объехали мишкины владения в ближайшем лесу. Я с восторгом наблюдала в тепловизор стадо кабанов, несшихся, как молния, по ночному полю. Зайцев, играющих на пашне. И лисицу, которая копошилась в траве вблизи деревни. Мы даже попытались ее пристрелить, но хитрюга быстро убежала в кусты.

А вот встреча с мишкой так и не состоялась. То ли он днем перегулял и теперь отсыпался, то ли и вправду отправился поглубже в лес — чаща протянулась на десятки километров, вплоть до Смоленска. Правда, охотники утверждают, что заставить медведя сменить место жительства практически невозможно. Тем более что вакуума в лесу нет: по словам Игоря Карпова, на территории в пять километров иногда можно встретить до 13 особей, особенно осенью, вблизи кукурузных полей.

Колеся по лесной округе, и в этот раз заехали на ферму. Поговорили с доярками и сторожами. Впечатление такое, что каждый из них не менее чем раз пять в день лично здоровается с медведем за лапу. Правда, верить людям, уж извините, опять было сложно. У большинства собеседников — показания противоречивы. Зато все в один голос утверждают: Лешка, которого в прошлый раз «покатал» медведь (предполагают, сделал это в отместку за то, что варенье оказалось не малиновым. — Авт.), теперь спиртного в рот не берет. Получается, косолапый «закодировал»…

Что ж, возвращаемся ни с чем. Но выводы очевидны. По крайней мере, для меня. У страха, конечно, глаза велики. Но люди сами виноваты в том, что медведь-лежебока попрошайничает по округе. Человек вмешался в природу. Во-первых, свалкой, где, по свидетельству местных жителей, подпольные скупщики скота долгое время утилизировали отходы от разделки туш, вывозимых окольными путями в Россию. Зачем медведям охотиться, если добыча лежит на глазах? Во-вторых, нарушением санитарно-эпидемиологического режима на ферме. А еще — вареньем, которым гостеприимно угощали косолапого. Приманкой для волков, доставляемой прямо к его берлоге. Пасекой в Лозоватке — ее практически вынесли в лес. И даже старательностью охотников — во время рейда они рассказывали, как скрупулезно следят за здоровьем диких зверей, проводят «селекционный отбор». То есть своевременно отстреливают всех слабых, недоразвитых и хромых косуль, лосей, оленей. А ведь тем самым они тоже отбирают кормовую базу у нашего беспомощного мишки — ему что, с голоду помирать? Вот и заставляет инстинкт самосохранения идти к людям в поисках еды. К другому-то не приучен... 

Игорь Карпов уверен: если решение об отстреле будет принято, процедура займет не более трех дней. А я думаю, наш долг не допустить этого. Извиниться перед природой за мишкины «пробелы в воспитании». В крайнем случае, отловить одомашненного зверя, предоставив ему постоянную прописку где-нибудь в зоопарке по системе «все включено». И, конечно же, сделать выводы: стремление к вмешательству в частную жизнь медведей недопустимо.

Редакция благодарит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды за действенную помощь в подготовке материала.

a_veresk@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter