Так ли надо делать реформы ЖКХ?

«Хочется помочь Президенту в его неравной борьбе по расчистке «авгиевых конюшен» ЖКХ. Чиновники Минжилкомхоза заняли круговую оборону и продолжают гнуть свою линию, что, мол, белорусы мало платят за услуги. Проталкивают антинародные нормы и правила. Пример. Установили 150 киловаттчасов субсидируемых на одну квартиру, неважно, одно или четырехкомнатную. Подняли тариф на воду, качество которой оставляет желать лучшего. У нас в Витебске сократили районных ЖРЭТы и создали одни городской, находящийся на окраине города. Если с сокращением аппарата управленцев можно согласиться, то зачем же было оптимизировать домоуправления? Пример. На балансе ЖЭУ-14, образованного на базе прежних четырех домоуправлений, 210 домов. Сантехников в штате 14 и 16 рабочих комплексному обслуживанию зданий. Нагрузка на одного сантехника – 15 домов. Электриков вообще в штате нет. Вопрос: могут ли эти люди качественно выполнить свою работу? Далее. Если в вашей квартире потек кран, нужно дозвониться в единый центр, оставить заявку, ее передадут в домоуправление, которое не станет ее выполнять до тех пор, пока не оплатите за консультацию специалиста, который скажет, что нужно купить для устранения неисправности. Ну а потом вызвать сантехника еще раз и заплатить за работу. Звонки, беготня, время и деньги. Интересно, почему МЖКХ не внедрило вообще единый центр на всю страну, чтобы быть подальше от надоедливых граждан, которые всегда чего-то требуют. Может, хватит издеваться над народом? В.Пиульский, Витебск».            

Геннадий Трубило, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства:

— Концепцией совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2025 года, которая была утверждена Постановлением Совета Министров от 29 декабря 2017 года №1037 определены восемь направлений:

1) повышение качества ЖКУ, эффективности использования жилищного фонда и инфраструктуры ЖКХ; 

2) снижение затрат на предоставление населению ЖКУ; 

3) совершенствование системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами;

4) поддержание и дальнейшее улучшение благоустройства населенных пунктов;

5) совершенствование системы социальной защиты населения и тарифной политики в сфере оказания ЖКУ;

6) совершенствование системы финансирования ЖКХ и привлечение инвестиций в ЖКХ; 

7) научное обеспечение развития ЖКХ; 

8) повышение эффективности структуры управления, создание позитивного имиджа и престижности работы в сфере ЖКХ.

Ряд вопросов, поставленных вами в обращении, нашли отражение в Концепции, при этом их дальнейшее повсеместное внедрение обусловлено в первую очередь положительным практическим опытом их реализации, в том числе экономическими результатами. В частности, внедрение дистанционного съема показаний приборов индивидуального учета расхода газо-, электро-, тепло- и водопотребления является одним из механизмов реализации задач по повышению технологичности и автоматизации процессов при предоставлении ЖКУ, развития и совершенствования информационных систем, обеспечивающих предоставление в режиме реального времени, в том числе через сеть Интернет, конкретному потребителю комплексной информации об оказании ЖКУ, порядке расчета и начисления платы за их оказание. Обращаем ваше внимание, что внедрение дистанционного съема показаний осуществляется только в рамках использования индивидуальных приборов учета, которые в установленном порядке проходят все необходимые процедуры по сертификации, стандартизации и метрологическому контролю, что позволяет обеспечить их точность учета потребляемых коммунальных услуг. При этом внедрение дистанционного съема показаний индивидуальных приборов учета позволит исключить участие потребителя непосредственно в передаче данных о газо-, электро-, тепло- и водопотреблении, что позволит избежать искажения информации о реальном потреблении таких услуг и, соответственно, обеспечить прозрачность и достоверность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В то же время использование дистанционного съема не исключает право и возможность потребителя производить контроль за расходованием потребления коммунальных услуг. 

Также необходимо отметить, что одной из стратегических задач, предусмотренной Концепцией, является обеспечение населения качественной питьевой водой. Более конкретные планы по обеспечению выполнения данной задачи будут предусмотрены в плане мероприятий по реализации Концепции. Тем не менее, существующая система центрального водоснабжения предусматривает обязанность водоснабжающих организаций в обязательном порядке производить регулярный контроль качества питьевой воды, в том числе на предмет соответствия санитарным и иным нормам, что исключает возможность предоставления потребителю услуги ненадлежащего качества. 

Немаловажная роль в совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства уделяется повышению эффективности технического обслуживания, капитального и текущего ремонта жилищного фонда и наращивание объемов ремонтных работ. В частности, Концепция предусматривает реализацию задач по организации действенного контроля за исполнением всего перечня установленных регламентных работ на основе внедренных технологических карт по сериям жилых домов и организация технического обслуживания (комплексного обслуживания и ремонта) многопрофильными специалистами-рабочими зданий и сооружений. При этом Министерством хоть и не устанавливаются нормы обслуживания домов для организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, но приказом от 25 апреля 2015 года № 53 утверждены отраслевые нормы времени, нормы обслуживания и нормы расхода материалов на техническое обслуживание жилищного фонда. 

Указанные нормы применяются для нормирования труда рабочих, определения трудоемкости выполняемых работ и установления нормированных заданий, расчета нормативной численности рабочих, занятых, в том числе техническим обслуживанием жилищного фонда, определения потребности в материальных ресурсах, а также для составления плановых калькуляций на работы по техническому обслуживанию инженерных систем и конструктивных элементов зданий. Дополнительно информируем, что порядок организации нормирования труда, разработки межотраслевых, отраслевых и местных научно обоснованных норм труда, их замены, пересмотра и утверждения определяется Инструкцией о порядке организации нормирования труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 мая 2008 года № 53. 

В соответствии с указанной Инструкцией нормы труда устанавливаются на основе межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда в следующем порядке: 

определяется соответствие организационно-технических условий производства (организации труда, технологических процессов, применяемого оборудования и оснастки) требованиям, указанным в нормативных материалах;

подготавливаются организационно-технические и экономические мероприятия по совершенствованию техники и технологии производства, организации труда, приведению их до уровня требований, изложенных в межотраслевых и отраслевых нормативных материалах;

при необходимости наниматель с участием профсоюзов подготавливает  предложения о введении корректирующих коэффициентов к нормативным материалам (отдельным таблицам). 

При отсутствии межотраслевых и отраслевых нормативных материалов или их несоответствии существующим в организации производственно-техническим условиям разрабатываются местные нормы труда:

анализируются действующие технологические процессы, приемы и методы их выполнения, технические характеристики оборудования и оснастки; устанавливаются факторы, влияющие на величину затрат труда и их диапазон;

определяется состав исполнителей, условия организации и обслуживания рабочих мест; 

изучаются и анализируются затраты рабочего времени по элементам трудового процесса методами хронометражных наблюдений;

рассчитываются нормативные величины, и подготавливается проект норм труда, проводится их апробация на производстве и подготовка к утверждению. 

В рамках реализации направления по повышению качества оказываемых ЖКУ, Концепция устанавливает задачу по удовлетворению спроса населения в предоставлении дополнительных ремонтно-строительных работ и услуг (соответствующие мероприятия будут предусмотрены в плане мероприятий по реализации Концепции).

В целях повышения эффективности структуры управления Концепция предусматривает создание во всех регионах страны диспетчерских служб с коротким телефонным номером 115. Функционирование данной службы в Минске имеет несомненный положительный результат в части повышения качества обслуживания населения, обусловленный следующими факторами. В первую очередь, диспетчерская служба с коротким телефонным номером 115 функционирует независимо от эксплуатирующих организаций, то есть обеспечивается как надлежащий прием заявок и претензий от потребителей, так и контроль за их исполнением, что исключает возможность манипулирования в части сроков и качества устранения недостатков со стороны ЖЭС, ЖЭУ. При этом прием телефонных звонков службой 115 осуществляется в рамках функционирования многоканальной телефонной линии, что исключает вариант невозможности дозвониться в данную службу. Во-вторых, внедрение службы 115 подразумевает и внедрение необходимого программного оборудования, которое позволяет обеспечить автоматическую звукозапись всех телефонных разговоров, а также передачу заявок и претензий граждан в организацию, которая является ответственной за устранение конкретной проблемы, в онлайн-режиме, то есть фактически мгновенно, и в формате обратной связи отслеживать ее исполнение. И в третьих, это существенная экономия средств в результате исключения неэффективного использования трудовых ресурсов. 

В заключение, необходимо отметить, что при осуществлении деятельности в рамках компетенции Министерство жилищно-коммунального хозяйства открыто и готово сотрудничать как в части приема предложений граждан и всей вертикали организаций системы ЖКХ по совершенствованию и развитию ЖКХ, так и внедрения действительно эффективных и конструктивных предложений. 

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter