Как белорусы научились перелистывать столетия на генетическом и душевно-духовном уровне

Так и живем

Чего только не намешано в наших генах! Точный расклад, пожалуй, не дадут даже светила генетической науки. Разве что историки могут предложить свои штрихпунктирные наброски к групповому портрету в интерьере тысячелетий и приложить к ним размытые контурные карты тех или иных эпох.


Жизнь наших далеких предков, провидчески или по наитию обосновавшихся на географическом перекрестке средь лесов и болот, не успевала покрыться тиной — то и дело объявлялись какие-нибудь супостаты. И оккупанты лютовали, и “благодетели”. Увы, кровушку нашу норовили попить не только родные комары. В жерновах войны и в миксере мирных времен перемешивались судьбы родов и поколений, традиции и обычаи, политические тактики и стратегии, философские взгляды и житейские уклады... Это не бледная фреска, чудом уцелевшая в храме, почти добитом воинствовавшими атеистами. Это живая мозаика культур и кухонь разных народов, полифония многонациональной “коммунальной квартиры”, сложившаяся в уникальную симфонию нашего бытия.

Гены, видимо, действительно пальцем не задавишь. Но если оперировать высокими категориями, они лишь опалубка, каркас для души. А то, что она есть, признают и богоборцы, и апологеты, и ученые, и трезвомыслящие прагматики. Однако мы способны не только во хмелю и глубоко за полночь поговорить по душам с малознакомым человеком, но и жить душа в душу с представителями разных конфессий, причем в трезвом уме и твердой памяти. Проспектом веротерпимости называли в прошлые века Невский проспект в Санкт-Петербурге, где на близком расстоянии друг от друга соседствовали церкви различных конфессий. Да что проспект?! По сути всю Беларусь можно назвать веротерпимой.

А еще наши предки всегда стремились жить в гармонии с природой. Нежно матушкой ее называли и в прямом смысле боготворили. Церковники, составляя свой религиозный календарь, поступили мудро: “перелицевали” многие традиционные праздники, зародившиеся в языческие времена, на свой лад. Но и спустя века дают о себе знать древние обычаи. Нас так и тянет колядовать, причем вместе с украшенными мишурой иконами в некоторых деревнях ряженые несут, как хоругви, всевозможную забавную атрибутику. В маскарадном шествии к традиционной козе добавляются новые персонажи, позаимствованные преимущественно из современных фильмов и мультиков. Так уж повелось — многие сначала сходят в храм, чтобы отстоять службу и даже исповедаться, а потом дома устраивают гадания, которые церковь категорически не приемлет.

Фотосессии возле крещенской проруби, пластиковые бутыли со святой водой, которую некоторые используют для приготовления пищи... Скоро с диким восторгом начнем сжигать чучела поднадоевшей зимы. На фольклорных праздниках пустимся водить хороводы, прыгать через костры и гукать весну. Наедимся, как в последний раз, блинов с маслом и прочими аппетитными “прилагательными”, нанеся по организму беспощадный углеводно-холестериновый удар. Следом — Великий пост, который продлится до Пасхи. А там опять пир горой! Освятив в храме корзинки с яйцами и прочей провизией, засядут за ломящиеся от яств столы и постившиеся, и те, кто даже не пытался это делать. Кто-то и вовсе, забыв о духовной подоплеке поста, использует его как “диетическую мотивацию”, чтобы привести себя в форму к весенне-летнему сезону.

Вот-вот начнется массовый круговорот сердец — шоколадных, картонных, тряпичных, надутых... Грядет День святого Валентина — день всех влюбленных. Как по команде кинутся поздравлять и любить друг друга не только “сладкие парочки”, но и все подряд. Это тоже, наверное, генетическое — в советские времена поводом гульнуть мог стать и День танкиста, и День мелиоратора. Ну а уж любить сам Бог велел!

Вчера кто-то из соседей выбросил елку с куцыми остатками дождика. Ах да — во вторник ведь снова отмечали Новый год, уже по китайскому календарю, к которому и у нас многие пристрастились. Хотя, может, соседи и поторопились выбрасывать елку? Наверняка где-то еще сохранилась традиция праздновать Новый год в начале весны...

“На Беларусі Бог жыве”, — заявил в своем стихотворении Владимир Короткевич, процитировав простой народ. Ну а где же ему еще жить?.. И мы живем. Как умеем. Как научились, перелистывая столетия на генетическом и душевно-духовном уровне.

kuklov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter