Так далеко не уедешь

Нелегальные таксисты нашли способ спрятаться

Броская реклама на билбордах в Могилеве предлагает всем желающим стать таксистами: «Максим». Приглашаем водителей с личным автомобилем». Материалы, рассказывающие о преимуществах работы с «Максимом», периодически публикуются на местных сайтах. Суть их должна зацепить за живое: есть автомобиль — есть источник дополнительного дохода. В интернете можно даже найти калькулятор, с помощью которого рассчитывается возможный от сотрудничества с «Максимом» заработок. Деньги обещаются достаточно солидные. Все выглядит красиво. На словах. А на деле вместо заработка можно и деньги потерять, и авто лишиться. Такой вывод сделал наш собственный корреспондент, изучивший ситуацию изнутри.

фото ВиталиЯ ПивоварЧика.

Стать таксистом легко

В очередной раз увидел билборд с завлекающей надписью и решил: а почему в самом деле не попробовать стать таксистом? Зашел на сайт — мне тут же предложили заполнить анкету водителя. В первую очередь прохожу идентификацию — ввожу свой номер телефона и жду код подтверждения, который должен прийти в СМС. Но что–то, наверное, пошло не так. Прошу код раз, второй, третий — не приходит. Что ж, вот и повод отправиться в компанию. Благо находится она в самом центре города — в помещении, где еще не так давно размещался небольшой магазин. В бывшем торговом зале за компьютерами две барышни и парень. Делом занята только одна сотрудница. Потому обращаюсь к той, которая свободна, — я по поводу трудоустройства. Слышу в ответ:

— Ой, это вам к Татьяне. Подождите, пока она освободится.


Ждать приходится недолго. После чего мне скороговоркой выдают: «Максим» перевозчиком не является, лицензию не дает». Затем следует уже неторопливый рассказ о принципе работы. Он незамысловат. Мне на смартфон установят приложение, с помощью которого будут передавать заказы. 90 процентов выручки оставляю себе, 10 отдаю «Максиму». Меня просят предоставить паспорт, водительское удостоверение и техпаспорт на машину. Но при этом подчеркивают: никакого договора со мной подписывать не собираются. Со словами «подумаю» поднимаюсь и иду к выходу. Мне вдогонку Татьяна произносит:

— Обязательно подумайте. С нашей помощью можете получить хороший приработок к основной зарплате.

Что не так?

Очень странные впечатления остались от посещения «Максима». Я не стал до конца исполнять роль соискателя рабочего места и предъявлять требуемые документы. Подумал: а если некто неизвестный распорядится полученными данными? Вдруг на меня банально оформят чей–то кредит, залогом которого станет мой же автомобиль? Маловероятно? Да, но на 100 процентов такой вариант исключить нельзя.

Но даже если оставить возможное мошенничество за скобками, сотрудничество с «Максимом» выглядит весьма рискованным. Ведь чтобы заниматься пассажирскими перевозками, надо быть частным предпринимателем. Иначе автоматически становишься правонарушителем, занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью. Мои опасения подтвердил заместитель начальника налоговой инспекции по Ленинскому району Могилева Виталий Семченко:

— В июне мы уже выявили четырех граждан, которые получали заказы на перевозку пассажиров при помощи приложения «Максим». Они не являлись ИП. Потому были предупреждены об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Плюс каждому пришлось уплатить доначисленный единый налог — по 129 рублей. Если кто–то из них попадется еще раз, то будет платить налог уже в пятикратном размере. И его дело будет рассматривать экономический суд. Возможный штраф — до 100 базовых величин. При этом не исключена вероятность конфискации автомобиля.


Это совсем не страшилка. Представитель экономического суда Могилевской области Ян Клюев рассказал, что в прошлом году на нелегального таксиста, которого до этого уже дважды штрафовали, было наложено взыскание — штраф в 25 базовых величин. Таксовал нелегал на чужой машине. Поэтому автомобиль отбирать у хозяина не стали. Но у нарушителя конфисковали — есть и такая норма в законе — стоимость автомобиля, на котором он развозил пассажиров. В этом году еще один нелегал отвечал перед судом. Правда, отделался относительно легко — выплатил штраф в 5 базовых величин.

Фото А.Седышева.

Дешево, но сердито

Сегодня «Максим» демпингует на рынке. Двери подъездов, столбы пестрят рекламными объявлениями, обещающими «поездки от 1 рубля». Но что стоит за этой дешевизной? Элементарный риск для пассажира. Давайте разберемся. Когда я «нанимался» в «Максим», никто не потребовал от меня сведений о техосмотре моего автомобиля. И справка о состоянии здоровья была не нужна. О ежедневном медосмотре перед выездом на линию, как это положено у легальных перевозчиков, и речи не идет. Иными словами, получается, что «Максима» волнуют только те 10 процентов, которые он должен получать с каждого заказа.

Лет 5 — 7 назад шла активная борьба с «бордюрщиками» — таксистами–нелегалами. Тогда людей предостерегали от возможных поездок на неизвестно каких машинах с непонятно какими водителями. Сегодня ситуация повторяется — на более технологически высоком уровне. По сути, «Максим» стал крышей для нелегалов, которым теперь нет нужды ловить клиентов, к примеру, на вокзале. Можно и дома сидеть в ожидании заказа.

А что думают по этому поводу эксперты? Многие сходятся во мнении, что «Максим» должен или исчезнуть, или начать работать по правилам, учитывая все законодательные нюансы.

Кстати, если судить по сайту «Максим», служба, кроме Могилева, работает в Бресте, Витебске, Гродно и Барановичах.

А как в России?

«Максим» позиционирует себя электронным диспетчером — службой заказа такси без собственного автопарка. Был основан в 2003 году Максимом Белоноговым как такси «Шадринск» в Шадринске Курганской области. В 2004 году служба вышла на областной уровень и была переименована в «Максим». С деятельностью оператора в России связано множество скандалов. В ряде городов России деятельность службы была приостановлена решениями судов. Например, в Белгороде областной суд решил, что «компания фактически организовала работу службы пассажирских перевозок без необходимых разрешений. Суд признал факт осуществления незаконной деятельности такси доказанной». Октябрьский суд Иркутска признал, что деятельность компании может быть опасной для потребителей — на основании проверки городской прокуратуры. Которая показала: «Фирма выпускает на линии автомобили без техосмотра, водители не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеют подтверждающих документов о том, что они прошли медосмотр. Услуги перевозки оказывает «неопределенный круг лиц». Все это может привести к ДТП с тяжкими последствиями и к другим непредвиденным ситуациям».
Павел МИНЧЕНКО.

minchenko@sb.by

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Uber и «Яндекс.Такси» слились в заказах



Популярные в Беларуси сервисы вызова такси через мобильное приложение Uber и «Яндекс.Такси» перешли на единую платформу для работы с заказами. Чего–то подобного ждали давно, поскольку еще в середине прошлого года было объявлено о создании совместного предприятия. Новый порядок оказания транспортных услуг касается не только Беларуси, но и России, а также ряда других стран бывшего СССР.

Итак, отныне водители сервисов пользуются единым приложением «Таксометр», разработанным в «Яндексе». Следовательно, к клиенту может приехать как Uber, так и «Яндекс.Такси». По идее, пассажиру это только на руку: появится больше доступных для вызова машин, скорость выполнения заказов возрастет. Да и у водителей холостой пробег станет меньше. Пользователи Uber получили также обновленную версию мобильного приложения, где акцент сделан на оперативность подачи машины, подробные карты и удобный навигатор. Доработки планируется внедрять постепенно. И еще: появилась функция оплаты наличными, а за чертой города действует специальный тариф (доплата за километр).

— Техническая интеграция сервисов очень ресурсоемкая, поэтому сейчас приложение не обладает всем тем функционалом, который был раньше, — отмечают в Uber Belarus. — В дальнейшем приложение будет только развиваться.

Александр НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости