Когда мотор не дышит пламенем
Старенький по возрасту, но весьма бодрый по состоянию «Мерседес» 44-летнего минчанина Виктора подвергался многим усовершенствованиям. Рукастый хозяин поменял в нем бампер, колесные диски, пороги, фары, с помощью специалистов обновил видавший виды салон, обтянув слегка просевшие сиденья красивой бежевой экокожей. Вместо штатной была установлена шикарная аудиосистема с отдельным усилителем и сабвуфером в багажнике — как говорится, езди и получай удовольствие.Серьезно задумался хозяин и о «сердце» своего автомобиля — двигателе. Дело в том, что установленный с завода бензиновый трехлитровый мотор только у Виктора отходил 300 тысяч километров, а какие были пробеги у прежних владельцев, никто уже не узнает. Реальная цифра запросто может приближаться к 600 тысячам, если не больше. Об этом говорили и некоторые признаки поведения двигателя, указывающие на необходимость выполнения дорогостоящих ремонтных работ. Да и расход топлива изначально далеко не радовал — бензиновая версия этой модели отличается чрезмерным аппетитом. Вот и появилась у технически подкованного шофера идея: а почему бы не поменять силовой агрегат на более экономичный, дизельный? Тем более что на фирме, управляющим менеджером которой работал друг, оказался такой экземпляр в отличном состоянии и с гарантией. Приятель уверял: движок войдет как родной и с трансмиссией проблем не будет. Но могут возникнуть вопросы на техосмотре: почему стоит дизельный агрегат? А у Виктора, наоборот, не было сомнений — какая разница, какой двигатель, если он проходит тест по дымности и соответствует другим показателям? В конце концов, кто там знает, что на этой модели должен стоять именно бензиновый вариант?
Но оказалось, сотрудники станции техосмотра знают многое, и это стало для Виктора большим откровением. Пришлось все возвращать в исходное состояние. И средства, потраченные на демонтаж и монтаж силовых агрегатов, никто уже не вернет…
Как сообщили в Управлении ГАИ ГУВД Мингорисполкома, любое переоборудование транспортных средств должно быть согласовано. Замена двигателя также считается переоборудованием, и такие действия могут быть вполне законны, но в определенном случае. А этот случай один: если на конкретную модель автомобиля на заводе-изготовителе устанавливался, например, дизельный силовой агрегат определенной модификации, то его смело можно поставить взамен бензинового. Ведь мотор должен соответствовать по нагрузкам конкретной трансмиссии, элементам тормозной системы и другим узлам и агрегатам, напрямую связанным с безопасностью эксплуатации машины. Поэтому, чтобы не попасть впросак при очередном техосмотре или переоформлении, следует заранее проконсультироваться по подобным вопросам у специалистов.
Подсветка днища запрещена
Как отметили в ГАИ, понятия «тюнинг» как такового с точки зрения закона не существует, есть лишь конкретные изменения конструкции автомобиля или его внешнего вида. При этом если одни преобразования допустимы без каких-либо ограничений, то для других необходимо получать разрешения и вписывать их в графу «Особые отметки» свидетельства о регистрации, а некоторые модернизации и вовсе запрещены.Наибольшие разногласия при прохождении государственного техосмотра или регистрации транспортных средств вызывает видимая часть тюнинга, рассказал Владимир Шмарловский, технический директор одной из столичных компаний. Речь идет об изменении окраски автомобиля и его отдельных частей, установке дополнительных элементов и световых приборов или модернизации уже имеющихся.
Согласно существующим нормативам, изображения на машине, независимо от того, реклама это или аэрография, не должны занимать более 40 % кузова. А правила оклейки автомобиля пленкой зависят исключительно от ее цвета. По правилам МРЭО определяется только один основной цвет автомобиля, который указывается в свидетельстве о регистрации. Серьезным переоборудованием считается и замена бампера. Что касается других внешних изменений, таких, например, как установка незаводской решетки радиатора, увеличенных по объему колесных арок и антикрыла, однозначного мнения нет даже в официальных структурах, считает Владимир Шмарловский. Кто-то полагает, что такие навороты надо регистрировать, а кто-то придерживается мнения, что нет, так как водитель должен следить за должным состоянием подобных элементов своего авто и за их травмобезопасностью для пешеходов. Это регламентируется Правилом ЕЭК ООН № 26.
Довольно грустно обстоят дела для тех, кто решил почудить со световым оборудованием. Дело в том, что Правила не разрешают изменять как их тип, так и количество. Например, нельзя менять установленные лампы на более мощные, а также изменять их тип. Здесь возможна лишь одна новация: установка противотуманных фар. Подсветка днища, стеклоомывателей, антенн и контуров фургонов светодиодами также категорически запрещена, а вот нештатные светодиоды в габариты, «стопы» и указатели поворотов могут появиться лишь с разрешения завода-изготовителя или ГАИ. На это есть серьезные основания: «новый свет» может быть чрезмерно ярким и вызвать ослепление других участников дорожного движения. Автомобили нельзя оборудовать и нештатными дневными ходовыми огнями (ДХО) — причина та же. С одной стороны, справедливо, считает Владимир Шмарловский. Но с другой, получается, хочешь ДХО — купи новый автомобиль?
Прицепы везут в лабораторию
Рассматривая очередного «монстра» на дороге с так называемыми кенгурятниками, далеко выступающими подножками, целой люстрой мощных прожекторов на крыше и огромными колесами явно не заводской модификации, часто задаешь себе вопрос: как такой автомобиль удалось зарегистрировать в ГАИ? Чтобы было все законно, необходимо легализовать свои переделки. В этом автоэнтузиастам часто помогает научно-исследовательская лаборатория транспортных средств филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт». Лаборатория занимается сертификацией в рамках Таможенного союза ЕАЭС.Как рассказал заведующий лабораторией эксперт-аудитор Олег Сонич, в 2015 году был введен технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому сегодня проводится сертификация, переоборудование и испытания. В составе организации действует специализированный испытательный центр «Белавтосертика». Руководит им Юрий Курильчик. Он рассказал, что существует такое понятие, как «единичное транспортное средство». Это и есть все то, что наши автолюбители создают собственными руками в домашних условиях.
Как отмечает Юрий Владимирович, с самодельными автомобилями испытательный центр пока не сталкивался. Но со всевозможными прицепами приходится работать достаточно часто — автолюбители изготавливают их для перевозки грузов, лодок, катеров, мотоциклов, квадроциклов и т.д. Привозят для испытаний и переоборудованные на разный лад прицепы-дачи, или кемперы. Сразу поставить их на учет в МРЭО не получится — там попросят свидетельство о безопасности конструкции, хотя до 2015 года это решалось при помощи ГАИ, которая в необходимых случаях выдавала направление для обращения в испытательный центр.
С введением Технического регламента Таможенного союза в 2015 году физические лица, изготовившие прицеп или автомобиль, имеют право напрямую обращаться в лабораторию с целью получения свидетельства о безопасности конструкции. После осмотра и необходимых испытаний транспортного средства для идентификации ему присваивается индивидуальный VIN-код. С полученным свидетельством владелец уже сможет обращаться в МРЭО ГАИ для регистрации. Что касается стоимости услуг, выдача свидетельства о безопасности конструкции для прицепов массой до 750 кг составляет 358 рублей. В эту сумму включается стоимость всех необходимых испытаний, нанесение VIN-кода и оформление. Что касается тюнинга, то, как правило, ГАИ самостоятельно принимает решение о том, соответствует определенная переделка требованиям безопасности или нет. Однако в самых спорных ситуациях, как отметил Олег Сонич, она может направить транспортное средство для экспертизы в лабораторию.
Заявительный принцип
Процедуру легализации проведенных изменений в конструкции автомобиля можно несколько упростить и ускорить, если предъявить при осмотре сотрудниками ГАИ некоторые документы, делится опытом Владимир Шмарловский и говорит, что с радикальным тюнингом спешить не стоит, чтобы не тратить деньги впустую. Но если уж решились, то сначала необходимо поставить в известность ГАИ: подать заявление на внесение изменений в конструкцию автомобиля. В документе надо указать все, что вы намерены сделать, а также приложить к нему сертификаты и техпаспорта на комплектующие. Заявление рассмотрят и вынесут вердикт о возможности или невозможности желаемых изменений.И еще один важный совет от Владимира Шмарловского: для тюнинга всегда стоит обращаться в те компании, которые имеют сертификаты для проведения этих видов работ. И лучше не связываться с непонятными фирмами, согласными делать с машинами все что угодно, лишь бы взять с клиента деньги, и немалые. Порядочные мастера, имея опыт, всегда будут советовать автовладельцам варианты, которые не вызовут сомнений у ГАИ, экономя тем самым их деньги и время.
А КАК У НИХ
С 1 февраля этого года в России начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств. Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
В развитых зарубежных странах самодеятельное техническое творчество не поощряется. Любителей нестандартных решений во всем цивилизованном мире отправляют на хорошо проверенный путь — в «придворные» тюнинг-ателье. Для BMW, например, это AC Schnitzer и Alpina, для «Мерседеса» — AMG и Brabus, чья продукция поставляется заводским дилерам. Все, что они делают, сертифицировано изначально и не считается переделками, так как внесено до, а не после выпуска транспортного средства в обращение. И это подтверждается специальным документом — одобрением типа транспортного средства.
shamko@sb.by
ЗА И ПРОТИВ
Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:
— С вопросами, связанными с проблемами тюнинга автомобилей, к членам комиссии активно граждане не обращались. Но это, конечно, не значит, что в этой области у нас все решено. Сейчас, при разработке изменений в Закон «О дорожном движении», вносятся нормы, инициированные Минсельхозпродом в отношении колесных тракторов и самоходных машин: люди переоборудуют имеющиеся у них тракторы без разрешений. Что касается механических транспортных средств (автотранспорта), то в этом сегменте действуют только требования Госавтоинспекции, а прохождение гостехосмотра регулируется Техническим регламентом Таможенного союза. Я думаю, что проблемы переоборудования могут серьезно стоять в случае реставрации старых автомобилей. Но коллекционеры-реставраторы, как правило, тесно взаимодействуют с ГАИ, согласовывая требуемые изменения. Тем более что раритетные машины чаще всего не эксплуатируются на дорогах общего пользования.
Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
— Автомобили на заводе делают профессионалы. Устройство и правила монтажа его узлов и агрегатов обусловлены многолетним опытом производства и новейшими технологиями. В современных машинах есть все, что нужно для комфорта и престижа. Зачем дополнительно заниматься какими-то переделками? Я к автомобилю отношусь как к необходимому инструменту для выполнения конкретных задач по передвижению. В быту существуют такие помощники, как пылесос, утюг, кофеварка. Скажите, вам приходит в голову мысль их тюнинговать? Какой в этом смысл? Простите, но я считаю, что в сторонниках таких идей сидят какие-то комплексы. В мире есть тысячи способов себя проявить как личность, но тюнинг авто не лучший из них.
Сергей Марецкий, профессиональный водитель:
— Все, что связано с тюнингом, не должно противоречить принципам безопасности при эксплуатации автомобиля. И это главное. Но мне кажется, что законодательство можно сделать несколько лояльным к этому вопросу. Если человеку что-то нравится и это не мешает ему и другим участникам движения чувствовать себя уверенно на дороге, то почему бы и нет? Я не беру, конечно, примеры, когда видишь на трассе не автомобиль, а разноцветную новогоднюю гирлянду, которая слепит машины во всех направлениях. Такого, безусловно, не должно быть. Но золотой середины, думаю, придерживаться можно, ведь на то она и техника, чтобы ее усовершенствовали.
Антонина Пальчех, автолюбитель:
— Ничего не вижу плохого в том, что некоторые автовладельцы делают свои машины более красивыми, удобными и функциональными. Я сама в свое время поменяла колесные диски на несколько размеров больше, молдинги на все двери наклеила фирменные — что тут такого? От этого машина не стала хуже, наоборот. Надо, чтобы на техосмотре к таким авто относились с пониманием, а то наблюдаю иногда, как людей заставляют срывать разные наклейки со стекол, кому они мешают в углах? Или жиклеры стеклоомывателя со светодиодами — какая в них опасность? Мне кажется, все, что напрямую не связано с безопасностью, можно смело разрешать.
Ситуация с автотюнингом в Беларуси неоднозначна. С одной стороны, существует немало машин, владельцы которых с гордостью демонстрируют на клубных встречах и фестивалях свои детища. Работает достаточное количество торговых точек, предлагающих разнообразные комплектующие. А грамотных фирм и специалистов, которые могут качественно и легально установить желаемое оборудование, можно сосчитать по пальцам. Спрос рождает предложение — с этим не поспорить. Получается, таким видом деятельности специализированные компании не очень-то хотят заниматься, отдавая все на откуп подпольным энтузиастам-одиночкам. Пришло время задуматься почему. Ситуацию нужно менять.
Александр Б., инженер из Могилева:
— Смастерил небольшой трактор своими руками, езжу только по проселочной дороге, на трассу не выезжаю. Вообще, такие самоделки, особенно в деревнях, время от времени встречаются. Во всяком случае я знаю несколько. Конечно, за исправность транспортного средства должен нести ответственность его хозяин: выехал на неисправной технике — получи на всю катушку. С другой стороны, очень хотелось бы, чтобы порядок регистрации таких самоделок сделали попроще и в последующем к ним предъявляли требования, как к обычным транспортным средствам.
Владимир Янукович, мастер станции техобслуживания автомобилей:
— Владельцы внедорожников иногда устанавливают на своих «проходимцах» дифференциалы самоблокировки. Существует достаточно много вариантов реализации этой идеи, но особенную опасность представляют собой устройства кустарного изготовления с применением стальных шариков. В принципе, такое решение позволит довольно уверенно чувствовать себя на бездорожье — автомобиль без проблем проходит через глубокие грязь и песок. И срок службы подобного узла достаточно длительный. Однако владельцы джипов во многих случаях даже не знают, что такие агрегаты должны обязательно проходить обкатку перед серьезным использованием. В противном случае при резких ускорениях срабатывание этого узла может привести к серьезному ДТП — на скользких участках дороги дифференциал резко замыкается, вызывая тем самым блокировку колес. Любят водители джипов и особенную резину с высоким рисунком протектора. Да, она часто спасает на бездорожье, но при езде по асфальту на большой скорости нередко ведет себя непредсказуемо и может вызвать занос машины при поворотах — кювет обеспечен. Такие покрышки надо эксплуатировать исключительно на небольшой скорости. Также владельцы внедорожников довольно часто в целях обеспечения равномерного распределения тяги между колесами и улучшения ходовых качеств заваривают редуктор. Но надо помнить, что заблокированный мост плохо влияет на общую управляемость и пользоваться таким автомобилем в городских условиях очень опасно.