Минск
+2 oC
USD: 2.6
EUR: 2.85

Таблица вычитания

Владимир Полуян: Число плательщиков налогов постоянно растет

С начала 2011 года в Беларуси вступили в силу изменения в налоговом законодательстве

Процесс «огранки» национального налогового законодательства сегодня находится на стадии «шлифовки». В последние несколько лет в стране были отменены или упразднены около трех десятков различных налогов и сборов, что серьезно повлияло на снижение налоговой нагрузки и упрощение многих процедур по администрированию уплаты налогов. Нынешний год не стал исключением – с 1 января в сфере налогообложения снова произошли многочисленные изменения, затронувшие практически все республиканские и местные налоги и все категории плательщиков. Рассказать о переменах в национальном налоговом законодательстве, перспективах совершенствования фискальной системы страны и итогах работы налоговиков в 2010 году «Р» попросила министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимира Полуяна (на снимке).

— Владимир Николаевич, какие из свежих изменений в налоговом законодательстве Беларуси вы считаете ключевыми для дальнейшего развития экономики страны?

— Говоря о политике государства в сфере налогообложения, я бы скорее формулировал принципы, то есть обобщил нормы, правила и цели, в соответствии с которыми строится сегодня работа налоговых органов. Пожалуй, одними из таких основополагающих принципов в работе белорусской системы налогообложения в настоящее время являются построение максимально простой и понятной системы налогообложения, создание условий, необходимых для эффективного развития деловой среды. Такую систему налогообложения, в которой плательщик будет обладать предельно ясным пониманием собственных обязанностей и возможностью выполнить их с наименьшими затратами сил и времени, государство выстраивает на протяжении уже нескольких лет.

— В таком случае можно ли в нескольких словах сформулировать девиз, который сегодня определяет политику государства в сфере налогообложения?

— Таким девизом мог бы стать: «В единстве — сила». В данном случае девиз очень точно отражал бы суть нашей работы: в единстве усилий налогоплательщиков и работников налоговой службы создается благополучие всего государства в целом, его сила.

— Можно ли сегодня говорить о таком единстве? В чем оно проявляется?

— С каждым годом о нем можно говорить все увереннее. Деловые круги все больше понимают ответственность за будущее страны, а государство проявляет заботу и внимание к решению их проблем. С одной стороны, в стране появляется все больше деловых людей, готовых начать свое дело, процент добровольных платежей в бюджет, как и суммы самих финансовых поступлений при этом, постоянно растут. С другой — МНС старается таким образом реализовывать государственную политику, чтобы бремя налоговых платежей становилось легче, не мешало предприятиям развиваться, а уплата налогов проходила быстро и просто.

Изменения налоговой системы республики, произошедшие в 2011 году, являются очевидным подтверждением сказанному. Они, во-первых, направлены на уменьшение налоговой нагрузки, во-вторых, на упрощение налоговой отчетности и сокращение числа платежей и, в-третьих, на упрощение налогового администрирования.

— Владимир Николаевич, не могли бы вы коротко рассказать о каждом из этих направлений?

— Разумеется. Уменьшение налоговой нагрузки произошло за счет отмены сбора на развитие территорий и местного налога на услуги. Первый составлял до 3 % от прибыли, остающейся у субъекта хозяйствования после уплаты налога на прибыль, второй достигал 5 % от выручки от оказания услуг, соответствующих перечню. Сокращен ряд объектов по экологическому налогу. Налоговые декларации по налогу на прибыль теперь необходимо представлять один раз в год с ежеквартальной уплатой налога. Законодательно закреплено право организаций не уплачивать текущими платежами налог на прибыль в течение налогового периода, в котором эти организации созданы. Плательщику предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС ежеквартально, исключена необходимость внесения авансовых платежей по НДС. К слову, еще в 2010 г. плательщиками производилось до 6 платежей.

Как я уже говорил, изменения затронули и налоговое администрирование. Упрощен порядок применения льготы по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений. Для ее применения достаточно соблюдения трех условий, хотя в 2010 году их было пять. Применение льготы больше не связано с амортизационным фондом. Законодательно закреплены вопросы налогообложения участников сделки, связанной с доверительным управлением имуществом.

Произошедшие изменения потребовали разработки новых форм налоговых деклараций, а само их количество уменьшилось на 10. Министерством была проведена работа по дальнейшему совершенствованию механизма налогообложения доходов населения путем сокращения налоговой нагрузки, расширения и упрощения порядка получения льгот. Так, с 1 января нынешнего года полностью освобождены от подоходного налога суммы, полученные гражданами от реализации сельхозпродукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, а также полученные в качестве компенсации морального вреда, выплачиваемого в соответствии с законодательством. Не будут больше уплачивать налог и пенсионеры, получающие материальную помощь в пределах 150 базовых величин от организаций, где они работали до выхода на пенсию. Увеличиваются размеры налоговых вычетов на детей, иждивенцев и отдельным категориям граждан. По доходам, полученным не по месту основной работы, предоставляется возможность получения в налоговом органе вычета на обучение либо строительство жилья.

Как видите, изменения действительно коснулись всех основных налоговых платежей и всех категорий плательщиков. Безусловно, это далеко не полный перечень изменений…

— Подписанная накануне новогодних праздников главой государства Директива № 4 придает новое направление развитию в стране малого бизнеса. Какой вклад ожидать в этом отношении от МНС? Планирует ли ведомство изменять критерии применения упрощенной системы налогообложения?

— Определенные изменения в отношении налогообложения малого бизнеса уже произошли. Например, в применении упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, при реализации организациями и индивидуальными предпринимателями услуг за пределы Республики Беларусь установлена ставка 3 %. Ранее такая ставка применялась исключительно при реализации товара. В Налоговом кодексе на 8 % (с Br 1,09 млрд. до Br 1,1772 млрд.) увеличены критерии выручки, используемые при переходе и применении этого особого режима налогообложения. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» будут приниматься меры по совершенствованию сферы применения УСН, предусмотрев на 2011 год ее применение при размере валовой выручки не более Br 12 млрд. нарастающим итогом в течение календарного года».

Анализ показателей критериев, применяемых для перехода и применения УСН, проводится ежегодно и будет проводиться в дальнейшем. Критерии изменяются соразмерно масштабам развития субъектов малого предпринимательства. Кроме этого, Министерством по налогам и сборам в начавшемся году будет проработан вопрос о возможности установления критерия выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при определении факта признания того либо иного субъекта хозяйствования плательщиком либо неплательщиком НДС. Например, организации, у которых выручка от реализации товаров не будет превышать установленный законодательством размер, не будут признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость.

— А что касается индивидуальных предпринимателей? Налогообложение в отношении этой категории плательщиков как-то изменилось?

— Полагаю, что ИП эти перемены уже почувствовали. В качестве наиболее существенных перемен можно отметить изменения в порядке расчета доплаты единого налога. Во-первых, критерий выручки, при превышении которого исчисляется доплата налога, увеличился с 20-кратного до 30-кратного размера единого налога, уплаченного за календарный месяц. Во-вторых, 30-кратный размер единого налога будет определяться без учета льготы по налогу и повышающего коэффициента 2 по иностранным товарам. В-третьих, налоговая ставка с суммы превышения выручки снизилась с 10 % до 8 %. Как результат, снижается налоговая нагрузка на плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю отечественными товарами, а также деятельность в сфере выполнения для потребителей работ и услуг.

Следует отметить и изменение сроков уплаты подоходного налога для ИП и частных нотариусов. Начиная с доходов, полученных в первом квартале 2011 г., уплата подоходного налога будет производиться в срок не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, находящихся в процессе прекращения предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, установлен отдельный срок представления налоговой декларации и уплаты подоходного налога. Такие плательщики представляют налоговую декларацию (расчет) в 5-дневный срок со дня представления заявления о прекращении своей деятельности и не позднее 15 календарных дней с даты подачи налоговой декларации (расчета) уплачивают подоходный налог. Для получения гражданами дополнительных доходов и упрощения порядка налогообложения таких доходов значительно расширен перечень видов деятельности, осуществлять которые физические лица вправе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Для их осуществления достаточно будет стать на налоговый учет и уплатить единый налог.

— В последнее время, несмотря на положительные сдвиги в национальном налоговом законодательстве, они оказываются неоцененными международными экспертами. Во всяком случае из года в год Беларусь по позиции «Налогообложение» остается на последнем, 183-м месте в известном рейтинге Всемирного банка. Почему так происходит?

— В последние годы налоговая система Беларуси претерпела существенные изменения как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления основных налогов. В результате преобразований она стала более последовательной, снизилось ее фискальное давление на экономику. Это при том, что налоги формируют основу государственного бюджета! Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется вместе с приоритетами государства. В то же время при составлении отчета «Ведение бизнеса-2011», как уже неоднократно отмечалось, анализировалось налоговое законодательство 2009 года. Это предполагает отставание оценки рейтинга на два года от реальной ситуации. Соответственно оказались неучтенными глобальные изменения, внесенные Особенной частью Налогового кодекса с 1 января 2010 года и направленные на упрощение налогового законодательства. Эти изменения, безусловно, повысят рейтинг страны по показателю «Налогообложение» в последующих отчетах Всемирного банка.

Кстати, почему, оценивая отечественную систему налогообложения, мы вспоминаем всегда только рейтинг «Ведение бизнеса»? Всемирный банк — это далеко не единственная организация, которая оценивает налоговые системы государств. К примеру, в рейтинге экономической свободы, проведенном фондом «The Heritage Foundation» при участии и поддержке газеты «The Wall Street Journal», налоговая система Республики Беларусь получила достаточно высокую оценку: 85,2 балла из 100.

— Можно ли уже говорить об итогах работы министерства за 2010 год? Какова динамика поступлений налоговых платежей по сравнению с кризисным 2009-м? Можете ли вы назвать главные достижения в работе налоговых органов?

— МНС обеспечивает сбор в бюджет практически всех установленных законодательством налогов. Исключение составляют платежи, связанные с внешнеэкономической деятельностью. На протяжении ряда лет удельный вес контролируемых налоговой службой поступлений в доходах консолидированного бюджета страны составляет в среднем более 70 %. В 2010 году наш вклад в бюджет увеличился и составил порядка 76 %. Если говорить об абсолютных цифрах, то в минувшем году налоговыми органами обеспечено поступление в бюджет более Br 35 трлн. Это в сопоставимых ценах на 3 %, или на Br 1,1 млрд., меньше, чем в 2009 году. Такая динамика обусловлена законодательным снижением налоговой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Высвобожденные средства остались в распоряжении плательщиков и способствовали укреплению их финансово-экономического положения. Доходы бюджета, «выпавшие» в связи с отменой платежей, налоговая служба компенсировала путем интенсификации процесса сбора налогов и повышения качества налогового администрирования. По всем основным доходным источникам сложилась положительная динамика поступлений. Так, по сравнению с 2009 годом поступления по НДС возросли почти на 12 %, по подоходному налогу — на 12,6 %, по налогу на прибыль — на 9,4 %, по акцизам — на 7,7 %.

По нашим данным, в 2010 году в формировании бюджета приняло участие более 3,3 млн. плательщиков, в том числе 155 тыс. организаций, 233 тыс. ИП и более 2,9 млн. физических лиц. Количество плательщиков налогов и сборов постоянно растет. Отмечу, что на протяжении последних пяти лет число организаций увеличилось на 60 %, ИП — на 21 %, физлиц — на 3,5 %. Только за последний год количество субъектов предпринимательской деятельности выросло почти на 7 %.

Особенно динамично развивается малое предпринимательство. По сравнению с 2009 годом количество организаций — субъектов малого предпринимательства увеличилось на 9,5 %, а их вклад в бюджет совместно с ИП вырос на 3 % и составил 20,8 %. Свою роль в развитии малого бизнеса сыграло последовательное совершенствование упрощенной системы налогообложения.

Сегодня этот режим предпочитает половина организаций малого предпринимательства и более 26 % ИП. Налоговые платежи от этих плательщиков за последний год увеличились на 28 %, в том числе по налогу при упрощенной системе налогообложения — почти на 36 %.

Что касается собираемости налогов в целом… За последние годы у нас сложилась устойчивая тенденция сокращения уровня задолженности по платежам в бюджет. Это результат кропотливой и упорной работы по формированию среди населения республики налоговой культуры, укреплению платежной дисциплины субъектов предпринимательства и принимаемых мер принудительного взыскания. На протяжении последних пяти лет размер задолженности не превышал 1 % от годового плана доходов и на сегодняшний день составляет около 0,1 %.

Сегодня в сферу налоговых отношений активно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие повышение эффективности функционирования всей налоговой системы и создание наиболее удобных условий для исполнения плательщиками налоговых обязательств.

Уже более года в стране существует система электронного декларирования, которая позволяет юрлицам и ИП представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий, исключается необходимость посещения налоговой инспекции. В настоящее время более половины коммерческих организаций, осуществляющих деятельность (свыше 46,8 тыс.), стали пользователями этой системы, оценив ее преимущества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...