Таблица деления, или как из девочки не вырастить мальчика. И наоборот...

Универсального совета, как из маленького человека вырастить Человека с большой буквы, не существует. У каждого родителя совет–секрет свой, зависящий от собственных убеждений, мировоззрения и личного опыта...

Универсального совета, как из маленького человека вырастить Человека с большой буквы, не существует. У каждого родителя совет–секрет свой, зависящий от собственных убеждений, мировоззрения и личного опыта. Делиться им с другими мамами, папами — право каждого. Наши читатели этим правом пользуются —высказывают свои точки зрения и, по большому счету, таким образом голосуют, каким хотят или не хотят видеть будущее нашего общества.


Полуженщины и полумужчины


В детсадовской раздевалке я случайно услышала, как мама наставляла свою трехлетнюю дочь: «Если Глеб еще будет тебя обижать, терпеть и плакать не нужно, сразу бей в нос. Пусть он плачет. Чтобы в следующий раз даже подойти к тебе боялся!» Глеб — гроза всей ясельной группы и головная боль воспитателей. На упреки со стороны родителей других детей его папа пожимает плечами: «Ну что поделаешь, настоящий мужик растет — лидер, с бойцовским характером».


У меня тоже растет дочь. Не буду утверждать, что мои методы воспитания единственно верные. Но мне и в голову не могло прийти посоветовать дочке давать сдачи на каждый выпад сверстников. Предпочитаю учить ее гасить конфликты, а еще лучше — избегать их вовсе. Зачем растить еще одного драчливого мужика в юбке? Девочка, девушка, женщина должна быть слабой — в этом ее сила. Женщины в курилках, барах, во главе большого коллектива (нередко мужского)... Это же все отголоски воспитания по принципу: «Бей, девочка, чтобы мальчики боялись». Вот они и боятся: сначала в детском саду, потом в школе, на работе. Об их месте «в прихожей на коврике» в семье и доме вообще молчу... В итоге наше общество в большинстве своем представляют сегодня эдакие полуженщины, напрочь лишенные желания быть слабыми и хрупкими, и полумужчины, закомплексованные и безразличные.


Дана КРЯГИНА, Минск.


Признак пола


К своему 5–летию внук заказал в качестве подарка детский развивающий компьютер. В магазине игрушек у нас сразу поинтересовались, для кого компьютер, для мальчика или девочки. Продавец объяснила: они различаются цветом, дизайном, набором встроенных игр. То есть для мальчишек — компьютеры исключительно «мужских» темных расцветок, стилизованные под танки, автомобили, космические корабли, с набором «стрелялок» и «убивалок». Для девочек — розовые с цветочками и бантиками. Пока я слушала продавца, обратила внимание, что практически все игрушки делятся по «половой принадлежности» своего будущего владельца. Речь не об автомобилях и куклах. А, например, о раскрасках, которые тоже бывают для мальчиков — свои, для девочек — свои. О книгах, детских энциклопедиях, трехколесных велосипедах, конструкторах...


Знаете, в душу мне закрались сомнения. Зачем нужно это искусственное, надуманное и такое, я бы даже сказала, насильственное разделение на мальчиков и девочек уже в самом юном возрасте, причем в вопросах игр и обучения? Суть детского компьютера, например, познакомить ребенка с алфавитом, цифрами, научить читать по слогам. То же самое с раскрасками и книгами, конструкторами. Главное, чтобы ребенок умел и хотел рисовать, лепить, строить, моделировать, развивать воображение... Тогда к чему это разделение по полу? Мальчик все равно вырастет мальчиком. Никто на него юбку не наденет и бант не завяжет. Но что плохого в том, например, если он к «чисто мужским» навыкам добавит себе умение вязать или готовить, шить и расчесывать куклам волосы? Ведь главное, по большому счету, воспитать хорошего, разносторонне развитого человека, а не просто мальчика или девочку. Вот такие нехитрые мысли посетили меня в магазине игрушек. Или я не права?


Вера ШИРОШЕНКО, Брест.


Девочки — направо, мальчики — налево


Я уже 10 лет работаю детским психологом. Про себя мне приятно отметить, что подходы родителей к воспитанию малышей изменились за это время если не кардинально, то очень сильно. И в лучшую, если так можно сказать, сторону. Не в последнюю очередь, замечу, благодаря промышленности, выпускающей товары для детей. Раньше мне часто приходилось отмечать, что родители, по сути, относятся к своему ребенку, как... к бесполому существу. Когда он сделал свои первые шаги, начал говорить, проявлять интерес к окружающим его предметам, в принципе, не имеет значения, потому что все дети рано или поздно начинают ходить и говорить. А это не совсем верно. То есть девочки, как правило, до определенного возраста развиваются физически и психически, опережая мальчишек. А если уже в этом существует некое неравенство, то и подходы к воспитанию разнополых детей не могут быть одинаковы.


Когда–то у нас были раздельные школы для мальчиков и девочек. Можно предположить, опыт их оказался не слишком успешен, если подобные образовательные учреждения преобразовали в смешанные. Однако... Есть очевидные преимущества у раздельных классов. Недавно я была в командировке в России. Там есть школы с классами, в которых либо одни ученики, либо одни ученицы. Например, опыт подобной школы в Красноярской области показывает, что при раздельном обучении выигрывают и мальчики, и девочки. У детей снижается тревожность, повышаются успеваемость и познавательная активность. Причем это показатель не одного учебного года. Постепенно там пришли к выводу, что для обеспечения нормального физического и психического развития мальчиков и девочек необходимо обучать раздельно. При этом проблема общения также не ставится. В начальной школе мальчики и девочки обычно друг другу не нужны. У них свои игры и свой мир. Девочки жалуются, что мальчики очень шумят, дерутся и толкаются, а мальчики — что девочки визжат, щипаются, дразнят и ябедничают. И лишь к пятому классу постепенно появляется нужда во взаимном общении. Я же как психолог могу утверждать, что в мальчишечьих классах легче воспитывать уважение к девочке и женщине. Если в смешанном классе мальчикам говорят о девочках как о нежных, хрупких, слабых и женственных, то почти всегда слышат: «Это эти–то верзилы нежные и слабые?!» Да, в определенном возрасте девочки крупнее, выше и, может быть, даже сильнее мальчиков. Как тут говорить о слабых, возвышенных существах... А девочки, когда им говорят о том, что мальчики, мужчины — сильные, мужественные, опора в жизни, тоже лишь усмехаются: «Эти–то мелкие? Да еще троечники!» В раздельных классах такое временное несоответствие не так заметно.


И еще. Школа более ориентирована на обучение девочек. Судите сами: учителя чаще женщины, школьные задания требуют умения решать типовые задачи при сведении поисковой деятельности к минимуму, и задание, и ответ требуют четкого грамматического оформления мыслей. А исполнительская сторона речи, ее грамматическое оформление лучше и раньше развиваются у девочек. Это потом мальчики догонят и перегонят девочек, когда их мозг пройдет свой более долгий и сложный путь совершенствования. А пока им даже текст учебника понять, как правило, труднее.


Все это я говорю к тому, что родители обычно уповают на школу в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Самим то некогда, то неохота. При существующей системе смешанного образования (и я отнюдь не ратую за перемены) главенствующая роль в воспитательно–образовательном процессе отводится родителям. Они сами должны всячески подтягивать своих детей в развитии, стимулировать их воображение и обогащать интеллект исходя из возраста детей. И главным образом помня о том, кого все же родили: мальчика или девочку.


Ирена ПОЛУЯН, детский психолог, Минск.


Кстати


Стереотипы воспитания мальчиков и девочек:


1. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.


2. Девочки легче подпадают под чужое влияние. Напротив, мальчики склонны принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.


3. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. Не больше мальчиков. Они лучше психологически подготовлены к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.


4. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. Нет. Они легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем.

 

Фото РЕЙТЕР.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter