Таблетки строгого режима

Что стоит за приговором Тверского суда?
Что стоит за приговором Тверского суда?

Во вчерашнем номере «СБ» сообщалось о приговоре Тверского суда Москвы в отношении двух молодых людей из Барановичей — Александра Чечурова и Сергея Лагуна: 14 лет лишения свободы каждому с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Какое же жуткое преступление совершили наши соотечественники, получив сроки, к которым даже иных убийц не приговаривают?

Напомним, что об этом неоднозначном и вызвавшем большой резонанс как в России, так и в Беларуси деле «СБ» рассказывала еще задолго до суда в материале «Лекарство для головной боли» («СБ» от 11 мая нынешнего года). Вкратце суть нелепой и поучительной истории такова: барановичские парни дерзнули заработать на территории России легкие деньги, продав польский препарат туссал, и угодили прямиком с вокзала в тюремную камеру. Дело в том, что «покупатель» таблеток, с которым белорусы списались по Интернету, оказался оперативником российского Госнаркоконтроля (ФСКН). Причина ареста в том, что легальный на территории Беларуси туссал значится в российском «черном списке» психотропных веществ. Конечно, окончательная точка в этом деле не поставлена — адвокаты Александра Чечурова и Сергея Лагуна готовятся обжаловать приговор. «Следующий шаг защиты — подготовка кассационной жалобы в Мосгорсуд», — не теряет надежды московский адвокат Сергея Лагуна Евгений Черноусов.

Кстати, пока шел судебный процесс над белорусами, Госдума приняла поправку в федеральный закон «Об оперативно–розыскной деятельности». Согласно внесенному в 5–ю статью дополнению «органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно–розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой и косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Так что теперь действия сотрудников Госнаркоконтроля в отношении белорусов Мосгорсуд, по идее, должен рассматривать с учетом этого, нового для российского правосудия понятия.

Кстати, в центре общественных связей Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков комментировать итог судебного процесса в отношении Лагуна и Чечурова отказались. «У граждан Беларуси есть право на обжалование этого решения, — напомнил начальник центра Николай Карташов. — А что касается провокации, то ее просто не было. Сотрудники службы действовали строго в рамках закона. Никто не задержит человека, перевозящего через границу одну–единственную пачку таблеток. Ни мы, ни сотрудники других органов. Перевоз же 1.000 таблеток, естественно, вызовет вопросы...»

Между тем в редакционной почте появилось немало откликов читателей, шокированных судьбой барановичских парней. Есть и письма иного характера...

«Обращаюсь к вам по просьбе убитой горем семьи, теряющей надежду на справедливость. Зовут меня Жданович Геннадий Петрович, я — ветеран труда и инвалид I группы». Так начиналось письмо из Жодино, принесшее подробности еще одной подобной истории.

...27–летний Павел Жданович, инженер из Жодино, решил подзаработать, продав в России знаменитую виагру. Поиск клиентов начал во всемирной сети. Достаточно быстро нашедшийся покупатель из Мытищ Московской области попросил Ждановича «прихватить» из Беларуси туссал и мультинол, ибо, как пояснил он белорусу, никак не может вылечить хронический бронхит. Павел позвонил в минские аптеки и выяснил, что таблетки туссал и порошок мультинол продаются повсюду. Далее все развивалось по знакомому сценарию: купил, доехал до Москвы, потом до Мытищ, где и был задержан сотрудниками УФСКН. Недоумевающему белорусу было предъявлено обвинение в... сбыте психотропных веществ в особо крупном размере, ибо в таблетках туссал содержится «контролируемый» в России декстрометорфана гидробромид, а в мультиноле — псевдоэфедрина гидрохлорид. Покупателем, как и в случае с Чечуровым и Лагуном, оказался агент УФСКН, действовавший по заранее разработанному плану и практически спровоцировавший Ждановича на совершение преступления. Павлу «светит» тюремное заключение сроком от 8 до 20 лет.

«Я считаю, что Жданович необоснованно арестован и необоснованно привлечен к уголовной ответственности, — заявил мне в телефонном разговоре все тот же Евгений Черноусов, являющийся и адвокатом Павла. — Во–первых, обвинение почему–то признало препараты туссал и мультинол психотропными веществами, хотя их даже детям назначают. Во–вторых, в отношении моего подзащитного была совершена провокация!»

Евгений Черноусов считает, что нашим соотечественникам банально не повезло. Пересекай они контролируемую таможней границу, например, Беларуси с Украиной, таблетки у них конфисковали бы еще в вагоне поезда наши таможенные службы. Затем последовал бы штраф за незаконное занятие фармацевтической деятельностью. И никакой торговли психотропными веществами не инкриминировалось бы! Но отсутствие такой вот границы сыграло с героями «декстрометорфановой» истории злую шутку...

Многое в деле Ждановича, мягко говоря, выглядит странно. Имеется, например, заключение эксперта, в котором говорится, что при проведении химической экспертизы «не представляется выделить из представленных на исследование таблеток туссал психотропное вещество «декстрометорфана гидробромид». Вот так! Профессиональные эксперты–химики вещество выделить не смогли, а правоохранительные органы задержали белорусов, априори предполагая, что тот, кто у них мог бы купить таблетки туссал, обладал феноменальными способностями в области химии...

...Очередное судебное заседание с участием Павла Ждановича назначено на 17 сентября. Финального акта остается только ждать. Ждать троим нашим соотечественникам, их родителям, всем сопереживающим. Ждать и помнить, что ничто не стоит нам так дорого, как легкомыслие...

Компетентно

Михаил ВАВУЛО, начальник пресс–центра Генеральной прокуратуры:

— За правовой помощью при выяснении обстоятельств «дела о туссале» российские коллеги в белорусскую Генеральную прокуратуру не обращались. И поскольку преступление совершено на территории другого государства, в ход предварительного и судебного следствия мы не вмешивались. Что касается юридической оценки действий продавцов таблеток, ее дал суд. Могу лишь добавить, что прежде чем ехать в другое государство с намерением там заработать, нужно изучить его законы. Незнание чужих законов, как известно, не освобождает от ответственности за их нарушение. Тем более что молодые люди везли лекарство не в «разрешенных» дозах и не в личной аптечке, а в «особо крупном размере». Тем не менее у осужденных есть право на обжалование приговора.

Валентин ПОТАПОВИЧ, представитель МВД при посольстве Беларуси в России:

— Незаконный сбыт наркотических и психотропных веществ — одно из самых тяжких преступлений и в России, и в Беларуси. Этим и оправдана суровость наказания, назначенного судом. По–человечески, конечно, жаль ребят. Но закон есть закон. И ссылки на его незнание выглядят неубедительно. В обвинительном заключении речь идет не о 5 таблетках, а о крупной партии. Задумайтесь, кому предназначалось это «лекарство»? Отнюдь не страдающим от кашля. Отрава разошлась бы по школам и дискотекам. Кстати, в свое время белорусские оперативники точно так же задерживали россиян при сбыте аналогичных веществ. Другое дело, что нашим странам уже давно пора унифицировать «запретные» списки, чтобы каждому было изначально ясно, в каких случаях предмет торга может привести на скамью подсудимых.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter