По сути, эти меры направлены на защиту собственного производителя, который не должен плестись в хвосте транснациональных компаний. Фармрынок во всем мире — кусок лакомый и очень часто монополизированный. Производители фармацевтики преспокойно нарушают правила и нормы конкуренции. Что мешает нам наступить на этот хвост?
План работы группы довольно насыщенный. Это и разработка методик отнесения зарубежных фармацевтических рынков к сопоставимым, и определение и согласование групп и международных непатентованных наименований лекарственных средств. Также специалисты подготовят проект доклада «О состоянии конкуренции на рынках медицинского оборудования», что предусмотрено решением межгоссовета по антимонопольной политике государств — участников СНГ. Собрать и проанализировать ситуацию помогут также эксперты из Национальной академии наук, Ассоциации международных фармацевтических производителей, производителей фармпродукции и медоборудования.
Впрочем, все эти тонкости фармрынка интересны лишь специалистам. Обывателя же интересуют два вопроса — цена таблетки и ее качество. И на оба, судя по всему, скоро они получат ответ. По крайней мере, на повестке дня у группы — анализ цен на лекарства на сопоставимых товарных рынках, оценка их доступности, а также предложение, как снизить цены на медпрепараты в стране.
Значит ли это, что в скором времени мы сможем покупать импортные таблетки по той же стоимости, что и в соседних странах? Потому что очень странно сравнивать чеки на немецкие таблетки в российской, например, аптеке и в нашей. До сих пор храню один — на препарат для сердца, который год назад привезла из Москвы. В мелкой торговой точке, размещенной в центре города, он мне обошелся в 2,5 раза дешевле, чем в минской. Разница — колоссальная. Зато состав, производитель и дата выпуска, как говорится, один в один. Неужели регистрация и сертификация такие дорогие?
Есть, конечно, над чем поработать. Понятно, что крупному производителю с производственными подразделениями в нескольких странах сложно противостоять. Но и мы же не лыком шиты. Тем более что наш фармрынок уже играет по новым правилам. Почти месяц в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) действует единый рынок лекарств. Пять государств объединились и попытаются работать в формате единого пространства. Производители ждут свои плюшки в виде снижения административных издержек. Для обычного потребителя изменения на фармацевтическом рынке станут заметны позднее. Потому что от момента подачи досье лекарственного препарата на регистрацию до выпуска его в обращение и поступления в продажу проходит от семи до десяти месяцев. На развитие и взаимодействие в едином рынке нужно время. Пока же мы должны развивать добросовестную рекламу и защищать интересы своих производителей, тем более что этот рынок сейчас интересен многим инвесторам.