Таблетка от затора

Вообразите масштабы. Если поставить все имеющиеся в Минске 800 тысяч машин на одну стоянку...


Вообразите масштабы. Если поставить все имеющиеся в Минске 800 тысяч машин на одну стоянку, ее общая площадь составит более семисот гектаров. Это можно сравнить с территорией двух «Минск-Сити». Неудивительно, что автомобилями нынче оккупирована едва ли не каждая пядь земли: внутридворовые проезды, зеленые зоны, тротуары, первые полосы улиц... 
И, кажется, подобрать пилюли от автомобильной напасти не так уж и просто.

РАБОЧИЕ БУДНИ

Вот стандартная картина, подсмотренная в типичном рабочем районе Минска. Улица Радиальная. Тракторный завод. Очередь из фур замечаем уже на мосту через железную дорогу. Спустя несколько часов эти машины загрузят новенькими тракторами, а их место займут другие. И так без конца.

Впрочем, попытка подъехать непосредственно к воротам склада больше напоминает преодоление полосы препятствий. Маневрировать на большегрузных автомобилях на узком пятачке — задача для асов. Ситуация усугубляется тем, что именно этот местный проезд, где яма на яме и ухабом погоняет, «по совместительству» является и заездом в гаражи, автосервис, на склад газетной бумаги. Сюда мы наведались после возмущенного звонка читателя, мол, сами убедитесь, что творится. За нами из окна своего авто наблюдает водитель легкового «Хундая» Дмитрий:
— Вы слишком рано приехали. Сейчас здесь только 15 фур. То ли дело будет после обеда! Заедешь иногда на склад, а обратно не выбраться. Застреваешь на полтора часа.

Пообщался я и с ожидающими загрузку водителями–«дальнобойщиками» — из Беларуси, России, Украины, Средней Азии. Словно сговорившись, они мне перечисляли одни и те же проблемы:
— Здесь нет нормальной парковочной площадки. Туалета тоже нет. И в столовую не пройти, только если находишься непосредственно на территории. Дорога в ужасном состоянии. А рядом — пустырь. Почему бы стоянку не оборудовать там?
Эти претензии я переадресовал руководству МТЗ. Заместитель генерального директора МТЗ Василий Тыманович обещал подумать, как улучшить водительские будни. При этом заметил:
— У администрации Партизанского района свои взгляды на эту территорию. Поэтому на упомянутый вами пустырь, как бы мы ни хотели, рассчитывать не можем. Что касается питания и туалета для водителей, то все удобства есть на территории завода. И попасть они туда могут по путевке.



НА ПЕРЕХВАТ!

Это проблемы парковки автомобилей грузовых. А легковые? Хотите избавить от них ведомственные стоянки и парковки? Предложите достойную альтернативу. На совещании в Мингорисполкоме в очередной раз завели разговор о так называемых перехватывающих паркингах, которые должны были строить на окраинах города, в районе крупных транспортных узлов. Оставляешь машину там — а дальше едешь на метро. Идея хороша, но существует преимущественно на бумаге. Генеральная прокуратура недавно обратила внимание: проект реализуется слабо!

Впрочем, наивно полагать, что все водители предпочтут общественный транспорт личному. Хотя обратите внимание, сколько днем припарковано машин с номерами из «пятого» региона вдоль местных проездов у станции метро «Уручье»! Вечером, когда их владельцы разъезжаются в свои Колодищи, Смолевичи и Городище, освободившееся место занимают авто жителей района. Но людей нужно стимулировать. Например, однодневным проездным на автобусы/троллейбусы/метро. Впрочем, если где–то убудет, то где–то должно и прибыть. Выдержит ли и без того переполненный транспорт дополнительное количество пассажиров–автолюбителей? Не уверен. Подвижного состава в городе катастрофически не хватает.

НАДО — ЗНАЧИТ НАДО

А ближе к ночи машины перемещаются во дворы. Утром и вечером движение в некоторых из них, словно на самых оживленных минских улицах! Заторы! Из–за них порой лавируют–лавируют, да не могут вылавировать «скорые», пожарные, пешеходы. Как избежать подобной картины? Александр Петров, председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, уверен: и здесь на выручку должны прийти паркинги. «Неужели я пойду за машиной за несколько остановок от дома?» — ухмыльнется в ответ среднестатистический водитель. Скорее всего, придется. Места в них будут заполнять при помощи административного ресурса.
— Люди добровольно не хотят вкладывать деньги в паркинги, — Александр Петров считает это объяснимым. — Стоимость места там сегодня сопоставима со стоимостью автомобиля и даже выше. Чтобы стимулировать водителей, наказание за парковку в неположенных местах должно быть неотвратимо. А отслеживать подобные случаи должна специальная служба, как в Германии, но не Госавтоинспекция. У них для этого попросту не хватит сотрудников. Еще один момент. Хотя и непопулярный. Мы должны ввести порядок регистрации автомобиля только при наличии парковочного места. Человека ведь не пропишут, если ему негде жить. А почему должны «прописывать» автомобиль? Возникает вопрос, а как быть тем, у кого такого места нет. Тоже регистрируй, но при этом плати налог на городское пространство.

Есть и обратная сторона медали. Знаю немало автолюбителей, которые и готовы бы поставить машину на стоянку, однако спрос превышает предложение. Конечно, где–то пусто, а где–то и весьма–весьма густо. Вот интересные цифры, обнародованные Генеральной прокуратурой. Оказывается, размещение автомобильных стоянок в Минске формируется исходя из среднего уровня автомобилизации в 50 автомобилей на одну тысячу жителей. За последние десять лет этот показатель возрос до 360. Количество авто увеличилось более чем на 60 процентов...
— Например, без учета реальной потребности был возведен спортивный комплекс «Минск–Арена», — заметил недавно начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генпрокуратуры Павел Родионов. — Наличие 1.550 стояночных мест, очевидно, недостаточно для посетителей комплекса с 15–тысячными трибунами и влечет за собой массовые нарушения правил дорожного движения, ДТП, приводит к автомобильному коллапсу на дорогах и улицах в районе спортивного комплекса.

* * *
Один из героев фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» все вопрошал у начальника лагеря Дынина: «Куда ставить–то?» Однако искать ответ на этот вопрос должны не только простые автомобилисты, но и городские власти... И не для галочки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter