Надо ли бояться эпидемии рака?

Таблетка от страха

На уходящей неделе прозвучала обнадеживающая новость из мира медицины: ученые Эдинбургского университета обнаружили, что эффект от лечения рака легких может быть усилен... золотом. Микрочастицы этого металла планируется с помощью специальных имплантов вживлять в организм человека, что позволит проводить точечное лечение пораженных болезнью клеток. В этом главное отличие нового метода от традиционной химиотерапии, которая негативно действует на организм в целом. Лечение золотом пока не испытывалось на людях, но принесло обнадеживающие результаты при испытании на рыбах. Новость порадовала обоих авторов нашего «Спор-клуба». Первого, судя по его эмоциональности, тем обстоятельством, что можно наконец выплеснуть все накопившиеся страхи и предубеждения насчет онкологических болезней. А вот его оппонент оценил известие позитивно, считая исследование шотландских ученых явным признаком того, что медицинская наука не стоит на месте. 

Фото РЕЙТЕР

В итоге получился почти философский спор не столько о природе рака, сколько о нашем отношении к этой болезни. Чье мнение получит большинство читательских голосов? Оставляйте отклики на www.sb.by.

Чудесное растирание слитками



Роман РУДЬ
Золото, говоришь? Странно, что не платина. Я убежден, драгоценные металлы выбираются в качестве очередной панацеи от рака просто потому, что за них можно брать дороже с несчастных больных и их родственников. Теперь следует ожидать внезапных открытий, что онкология начисто выводится бриллиантами. Как простуда. Съел десяток карат — и здоров. На фоне того кромешного ужаса, в который эта болезнь превращает жизнь любой семьи, все эти попытки нажиться на чужой боли выглядят омерзительно. Хуже, чем известные спекуляции маркетологов на любви к детям. Авторы подобных исследований наверняка знают, что миллионы людей готовы ухватиться за любую соломинку, поэтому наверняка создадут мощную бесплатную рекламу любому бреду. Вот эту новость о чудодейственных свойствах золота я повстречал в сети уже десятки раз. Ее распространяют друг другу те, кому она — лучик надежды. Хотя это всего лишь очередная байка из серии «открытий британских ученых», уже ставших героями анекдотов.

Люда, заходя в привычную социальную сеть, я пребываю в тихом шоке. Тот заболел, этот заболел, у третьего подозрения на болезнь, четвертого похоронили, пятого поминают... Абсолютное впечатление, что у нас онкологическая эпидемия, которая выкашивает людей, как средневековая чума. Да что говорить о Фейсбуке, где я не знаю воочию большинство своих виртуальных друзей! Оглянешься вокруг — и в реальной жизни та же картина. Среди моих знакомых, приятелей, коллег, начальников и подчиненных — масса людей, в чьи семьи пришло это горе. Не разбирая заслуг и грехов, социальных статусов и уровня жизни, пола и возраста, рак обрушивается на всех подряд. Кстати, у стариков эта болезнь вообще становится чуть ли не обязательной к концу жизни, их через одного огорошивают жутким диагнозом. Жутким потому, что спасительную операцию по удалению пораженного желудка или легкого они могут не перенести в силу естественной слабости организма.

Безысходность ситуации в том, что никто больше не дает никаких гарантий того, что ты не заболеешь. Это раньше нас обманывали, что «брось курить — и убережешься» или «не нервничай — и рака не будет». Мой знакомый, у которого недавно удалили пораженную почку, рассказал, что основными чувствами, буквально поглотившими его после подтверждения диагноза, были недоумение и обида. И даже возмущение: «Почему именно я — человек, который вел исключительно здоровый образ жизни?» Он не выпил даже чайной ложки алкоголя за всю жизнь, не выкурил ни единой сигареты, рано ложился спать и регулярно посещал бассейн. А вот поди ж ты — в больничной палате его соседями тоже были отнюдь не маргиналы, давно наплевавшие на здоровье, а вполне благополучные люди, несправедливо наказанные судьбой.

Мне зябко делается, Люда, когда я только представлю, что однажды услышу и в свой адрес... Потому что это звучит приговором: ваша жизнь преждевременно прервется, как у закоренелого преступника, приговоренного к смерти. Только вы не совершали никаких преступлений и, напротив, были ангелом во плоти. Честное слово, от страха и отчаяния выть хочется. Ситуация мне кажется столь серьезной, что впору на всей планете объявлять эпидемиологическую опасность, вводить чрезвычайное положение и бросать все силы, все ресурсы всех государств на борьбу с этой угрозой. Прочими делами займемся позже, когда излечимся. Ведь вокруг нас балансируют на грани жизни и смерти тысячи светлых и чистых людей, заслуживающих жить долго. А мы посреди этого немого ужаса, если судить по новостям, озабочены какой–то мелочной суетой: что–то школьная форма подорожала, объявлен запрет на купание в трех водоемах, рубль укрепился к доллару, олигарх развелся с женой... Какой никчемной шелухой кажутся эти события по сравнению с массовым тихим убийством, что совершается прямо сейчас непобедимыми раковыми клетками!

Почему они до сих пор не повержены, Людмила? Почему нет надежного, простого, быстрого средства — вроде антибиотиков, изобретенных 79 лет назад? Они ведь действуют так, как должно работать и лекарство от рака — подавляют живые клетки, препятствуя воспалительным процессам, которые до этого убивали массу людей. Вместо этого — открой интернет — нас почему–то до сих пор пичкают псевдонаучными теориями о том, что онкологические болезни надежно излечиваются пищевой содой или водкой с маслом, или даже мухоморами...

Подытожу: считаю, что авторы исследований, подобных ставшему предметом нашего спора, просто паразитируют на самой болезненной проблеме цивилизации. Да–да, если темпы эпидемии не спадут, рак изведет человечество гораздо раньше, чем террористы с глобальным потеплением, вместе взятые. Поэтому ученым, вместо создания дутых сенсаций, лучше бы поскорее засучить рукава и взяться за незаметный, но кропотливый мозговой штурм, сосредоточившись на единственной теме. А нам, видимо, остается только молиться, чтобы эта тема нас не коснулась. Не растираться же золотыми слитками...

rud@sb.by

Искать, не сдаваться


Людмила ГАБАСОВА

Рома–Рома, и ты туда же! Бубнишь про вселенский рок, смертный приговор, чуть не божью кару. Кричишь «караул!». Не веришь ученым, не доверяешь врачам. В общем, примкнул к тем онкофобам, которые очень заботят онкологов. Потому что этот страх, питающийся недостоверной информацией или непониманием ситуации, во–первых, заразителен, а во–вторых, совершенно деструктивен. Сколько ни вопи: «Эпидемия рака!» — легче никому не станет. Наоборот, окружающие либо впадут в полное уныние, либо побегут обследоваться на все подряд, либо будут врачей за километр обходить: мол, заболеет кто угодно, кроме меня, а у вас там «конвейер смерти»...

Наберись–ка мужества и смирись с фактом: в будущем заболеваемость раком выйдет у нас на первое место, потеснив прежний бич — сердечно–сосудистые заболевания, как это уже произошло в десятках стран. Тут подчеркну: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, Роман, а не смертность. Да, прирост новых случаев болезни идет по 47 — 48 тысяч в год. Зато умирают реже, с таким диагнозом сотни тысяч людей живут как с хроническим. Спроси у онкологов — подтвердят: около 60 — 70% процентов больных идут на поправку, а если брать первую стадию, то и все 100. И здесь тысячу раз прав заместитель директора РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова Сергей Красный: «Непонятно: почему пациент, перенесший 3 инфаркта, рассказывает об этом чуть ли не на каждом углу, а небольшая опухоль предстательной железы внушает ему ужас? Такое новообразование излечивается практически гарантированно, а смертность после третьего инфаркта приближается к 70%». А знаешь ли ты, что в целом положительных результатов лечения онкопатологии больше, чем при аппендиците? Но ты же не трясешься из–за своего аппендикса? В нас действительно глубоко засел какой–то суеверный ужас, еще с советских времен, когда диагноз не сообщали, настолько эффективных средств, как сейчас, не имели, а когда человек умирал, об этом если и говорили, то шепотом. Поэтому–то ты и не знал, что многие болеют раком, а не потому, что случаи были лишь единичные! А сегодня, смотри, онкологи — одни из самых частых гостей на газетных страницах и телевизионных экранах, у нас даже общество онкопациентов появилось, проводит свои конференции, акции и школы. Упала завеса молчания — обнажилась правда. И что прикажешь делать? Страдать? Снова прятать голову в песок? Или все–таки бороться? Спросив себя: «Это мне дано не «почему?», а «зачем?»? Так ли я живу? Те ли люди меня окружают?»

Но ты прав в том, что проблема рака — прежде всего возрастная. У онкологов есть на этот случай афоризм: «Каждый человек заболеет раком, если доживет до него». Сравни среднюю продолжительность жизни сегодня и в начале 20–го века — небо и земля. Но с годами накапливаются всевозможные мутации, растет риск, что какая–то клетка сойдет с ума и начнет бесконтрольно делиться. Так что это своеобразная расплата человечества. В том числе за прелести цивилизации. Посмотри на список факторов риска развития рака — все это приметы нашего неуемного времени: курение, алкоголь, солярии, калорийный неправильный рацион, стрессы... Человек самоуспокоился, раздобрел, двигается мало, нервничает много. Хотя ему не надо гнаться за мамонтом и каждый день думать о хлебе насущном. Плюс, увы, генетика. Экология, которую подтачивает бурное промышленное производство. И причины, науке еще непонятные, но, вероятно, лежащие в основе тех случаев, когда заболевает ярый приверженец ЗОЖ. Знаешь ли, в уравнениях онкологии еще достаточно неизвестных. Но их гораздо, гораздо меньше, чем в ту пору, когда Александр Солженицын лечился чагой.

Только, умоляю, не надо ждать «антибиотиков от рака». Представь себе сложность ситуации: даже две «взбесившиеся» клетки могут потребовать разного лекарства. То есть нынче речь о том, чтобы создавать препараты прицельно, лечить индивидуально, все время анализировать, подбирать, искать лучшие варианты. А с другой стороны — ловить рак в зародыше при помощи скрининговых программ, когда обследуют людей, считающих себя здоровыми. Такие проекты уже активно идут в нашей стране, и это реальная возможность снизить смертность еще на 20 — 30%. Вот куда онкофобам лучше бы направить свою кипучую энергию.

А на золото ты зря накинулся. Полтора года назад о нем и у нас заговорили. Тогда в авторитетнейшем журнале Nature Nanotechnology был представлен разработанный белорусами и американцами новый метод обнаружения и последующего уничтожения единичных раковых клеток. Они ведь имеют гнусное свойство прятаться, а потом снова поднимать голову. И медики придумали сочетать золотые наночастицы и лазерное излучение, чтобы снимать вопрос раз и навсегда. Пусть речь пока только об опухолях головы и шеи. Пусть онкохирурги называют свою идею лишь дополнительной опцией. Но, по–видимому, медицина так и победит рак. Шаг за шагом, методично атакуя по всем фронтам. Я в это верю.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter