Таблетка молодости нашей

Возраст не догма?

Возраст не догма?


Отличная новость: по данным Института проблем старения ООН, поколение детей, родившихся после 2000 года, — потенциальные долгожители. Мальчики имеют все шансы достигнуть отметки 103 года, девочки — 107 лет. Но новость эта не из разряда сногсшибательных. Ученые уже полтора века как замечают и уже полвека как регулярно отмечают тотальное постарение населения. Каждый год «плюсует» к ожидаемой продолжительности жизни три месяца! Но такова, видно, наша природа: чем дольше живем, тем сильнее хотим свой век еще длить и длить. Любой ценой. Это краеугольный вопрос геронтологии, науки, в которой, по словам доцента кафедры геронтологии и гериатрии БелМАПО Любови Ворониной, причудливым образом смешаны домыслы, мифы, спекуляции и... истина.


Вообще говоря, геронтологи делятся на пессимистов и оптимистов. Первые, коих большинство, исходят из того, что, как и любой механизм, организм рано или поздно должен изработаться, заржаветь и сломаться. А вот самый большой оптимист, директор Института физико–химической биологии МГУ, академик РАН Владимир Скулачев, наоборот, полагает, что старение — программа, заложенная в генах, индивиду невыгодна, стало быть, должна быть забракована естественным отбором или сломана самим же человеком.


Исследователи считают, что продолжительность жизни в целом по планете можно продлить еще как минимум на 9 лет — этому послужит профилактика ишемической болезни сердца, инсульта, инфаркта, рака легкого. Однако обязательно ли старение «идет под ручку» со всеми этими возрастными недугами? «Ученые Балтиморского национального института по старению в течение 40 лет наблюдали за здоровыми добровольцами, чтобы определить маркеры, степень старения, — рассказывает Любовь Воронина. — Однако оказалось, что эксперимент американских специалистов в чем–то заранее был обречен на неудачу: динамика показателей настолько варьировалась от человека к человеку!» Выходит, возраст — не догма? А человека нужно сравнивать с самим собой, «идеальным», каким он был, допустим, в 20 — 25 лет? Вопросов много, гипотез — очень много, исследований — еще больше. А доподлинно известны в основном частности. Например, что женщины стареют медленнее мужчин, особенно в возрасте 29 — 59 лет. Что самая «быстро стареющая» профессия — это водители–«дальнобойщики». Но если уж говорить о «таблетках против старости», то пока, на обывательском уровне, их вполне можно представить в виде...


Хороших генов. Доказано, что дольше живут потомки родителей, которые сами прожили более 80 лет. А наибольшему риску — влиянию груза генетических мутаций — подвергаются дети (особенно девочки), родившиеся в семьях, где отцы были уже в возрасте.


Поздних родов. Женщин–долгожительниц объединяет один факт биографии: они, как правило, рожали поздно, после 40. Отсюда вывод: поздняя менопауза способствует долголетию. Само наличие потомства, кстати, — тоже своеобразный феномен. Когда исследовали семьи британских аристократов, то обнаружили, что две трети женщин, умерших молодыми, были бездетными.


Правильного образа жизни. Как говорили древние, лучшее средство продлить молодость — не сокращать себе жизнь. И речь не только о вредных привычках. Японцы давно вывели формулу долголетия — 10 тысяч шагов в день, или 5 км одномоментно в любом возрасте. Низкокалорийное питание — тоже не общая рекомендация. Председатель Белорусского общественного объединения гериатров и геронтологов профессор Владимир Сытый признает: в свое время геронтологов немало удивляло, что среди белорусских долгожителей много бывших узников концлагерей. Они доживали до 90 лет гораздо чаще. То есть более стойкими оказывались те, кто недоедал... Кроме того, питание должно быть этнически видовым, то есть соответствовать тем кулинарным традициям, которые складывались у нации тысячелетиями. Грубо говоря, мусульманину сало вредно, а белорусу — нет.


Геропротекторов. То есть препаратов, которые работают на перспективу и которые могли бы продлить жизнь до века Моисея, 120 лет. Причем ключевое слово здесь «могли бы». На сегодня известно более 20 таких веществ. Например...


Антиоксиданты. Они способны взаимодействовать с активными формами кислорода и тем самым защищать организм от повреждающего действия свободных радикалов (а их, между прочим, за 70 лет жизни попадает в нас около тонны!). По словам Любови Ворониной, к группе антиоксидантов–геропротекторов, эффективность которых доказана в ходе клинических испытаний, относятся витамины Е и С. Витамин А — под вопросом.


Антидиабетические препараты. Они, помимо всего прочего, улучшают утилизацию глюкозы в тканях, снижают концентрацию в крови холестерина, триглицеридов и инсулина, уменьшают массу тела и т.д. При помощи таких «таблеток от старости» животные живут в лабораторных условиях на 15 — 25 процентов дольше.


Гормоны (гормон роста и т.д.). Гормон роста как геропротектор исследователи уже проверяли на группе пожилых мужчин в течение полугода. Результат двоякий: с одной стороны, да, повышение мышечной массы, снижение «жировых запасов», улучшение репродуктивной функции, с другой — увы, увеличение риска развития новообразований. Так стоит ли овчинка выделки? И вообще, что будет, если сделать ставку на какой–то один гормон? Науке неизвестно. Сразу вспоминается «Собачье сердце» Булгакова. Ведь чем занимался Филипп Филиппович? Той же геропротекцией! Причем прототипом профессора Преображенского был реальный русский доктор, который эмигрировал в Париж и там занимался подсадкой гормонально активных органов — яичников женщинам и яичек мужчинам — для продления жизни в целом и репродуктивной функции в частности. Ничего хорошего из этих экспериментов не вышло. Так же как из аналогичных операций в Таллине в 70–е годы прошлого века.


Адаптогены. Они повышают сопротивляемость организма  факторам внешней среды, способны активизировать генетический аппарат, влиять на нейроэндокринную систему. Есть кое–какие обнадеживающие данные по женьшеню и элеутерококку, по экстракту гинкго билоба и полифенолам, которые содержатся в красном вине. Не забыт и зеленый чай. Оказалось, он тоже вносит свою лепту в борьбу с новообразованиями.


Разумеется, круг геропротекторов значительно шире, но от этого не легче: принимать их как «средства Макропулоса» без консультации с врачом нельзя, а то и вовсе опасно.


Силы мысли. За нее, за духовные и энергетические средства воздействия на организм ратует доктор медицинских наук, профессор Иван Гулько, который, по его признанию, прозрел лишь в 70 лет, а до этого был законченным эгоистом и потребителем. «Эффективность физической тренировки организма ограниченна. Но 120 лет — не предел, — уверен Иван Степанович, основатель общественного университета «Здоровье пожилых». — В ближайшие 10 лет продолжительность жизни, я уверен, увеличится в 2 раза. Эволюция во всех сферах нарастает. И хотим мы этого или не хотим, но будем вынуждены перестраиваться. Пожилой человек должен быть счастлив, дарить любовь, быть абсолютно свободным в своем выборе, тогда и проживет долго». А еще, по мнению профессора, человечество найдет спасение в изменениях магнитных свойств воды: «Думаю, тогда она заменит все лекарства».


Материального достатка. Если верить западным ученым, то и это резерв. Ведь долгожительство — прерогатива богатых стран. Стоимость курса профилактики раннего старения (витамины, гормоны, полное обследование организма, физиопроцедуры и т.д.) — 12 тысяч долларов в год. Некий немецкий математик даже подсчитал, на сколько лет увеличилась бы продолжительность жизни в странах, если бы каждый живущий на Земле имел среднегодовой доход в 25 тысяч долларов. И что же? В Японии, США и прочих «зажиточных» государствах этот показатель не тронулся бы с места — зато в странах СНГ он бы здорово подскочил. Не говоря уже об Африке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter