«Та заводская проходная, что в люди вывела меня...»

В НАЧАЛЕ 90-х годов прошлого века объем ремонта двигателей на Слонимском мотороремонтном заводе значительно уменьшился. Работы было мало, поэтому пришлось искать выход из этой непростой ситуации. Решили заняться восстановлением топливных насосов. Поехали на завод топливной аппаратуры в Ленинград, заказали там необходимое оборудование, наладили у себя производство. Поскольку в Беларуси другого аналогичного предприятия не было, начали поступать заказы со всей республики. Образовалась даже очередь на два-три месяца.

Иосиф Салейко на Слонимском мотороремонтном заводе проработал почти треть века

В НАЧАЛЕ 90-х годов прошлого века объем ремонта двигателей на Слонимском мотороремонтном заводе значительно уменьшился. Работы было мало, поэтому пришлось искать выход из этой непростой ситуации. Решили заняться восстановлением топливных насосов. Поехали на завод топливной аппаратуры в Ленинград, заказали там необходимое оборудование, наладили у себя производство. Поскольку в Беларуси другого аналогичного предприятия не было, начали поступать заказы со всей республики. Образовалась даже очередь на два-три месяца.

— Следующим востребованным видом деятельности предприятия стало изготовление газогенераторов, — вспоминает Иосиф Салейко. — Это была совместная идея с фирмой «Импэт». Образцы привезли из Шотландии.

Почти одновременно мотороремонтный завод начал монтировать установку по переоборудованию двигателей, чтобы вместо бензина использовать дизельное топливо. Поскольку в то время солярка была значительно дешевле бензина, это сулило владельцам автотранспорта приличную финансовую экономию. Рационализаторское предложение исходило от директора завода. Слонимчане первыми в стране совместно с Институтом механизации сельского хозяйства занялись этим новым видом деятельности. Ежемесячно переделывали более ста автомобилей. Заказов поступало много. Это позволило своевременно платить людям достойную зарплату, полностью сохранить трудовой коллектив, в котором работало около 400 человек.

Свою трудовую деятельность слонимчанин Иосиф Салейко начал очень рано. После восьми классов пошел работать в зеленхоз — необходимо было помогать родителям строить дом. Позже устроился на авторемонтный завод токарем. Но было большое желание учиться. Поступил в Жировичский техникум. После его окончания продолжал накапливать знания в Могилевском машиностроительном институте, совмещая учебу с работой.

Вскоре на предприятии его назначили мастером, а через два года — инженером-технологом. Со временем набрался практического опыта, умения работать с людьми. Это помогло продвижению по служебной лестнице. Следующей ее ступенькой стало назначение начальником моторного цеха, а через некоторое время — главным инженером авторемонтного завода.

В 1979 году бывший директор предприятия Михаил Заноза возглавил облсельхозтехнику. На освободившееся место была предложена кандидатура Иосифа Салейко. Его пригласили в горком партии и дали два дня на размышление. После некоторых раздумий согласился. Так и проработал в этой должности более 23 лет, а выйдя на пенсию, еще девять — начальником технического отдела. В результате общий стаж его работы на мотороремонтном — 32 года.

— Как только я возглавил предприятие, понял: необходимо создавать систему управления качеством, разработать собственные стандарты. В 1980 году мы доработали действующую систему ИСО, утвердили ее и начали жить и работать фактически по-новому. В коллективе установилась дружественная атмосфера. Директора других предприятий с завистью поглядывали в нашу сторону, убедившись, что вполне можно управлять коллективом без всяких эксцессов, — поясняет Иосиф Салейко.

Каждый работник получал ежемесячно специальный талон, в который вносились записи о поощрениях или лишении премии. По окончании месяца этот талон изымался, и на основании сделанных там записей бухгалтер начислял зарплату. Если работник допустил брак, то первый раз лишался 10 или 15 процентов прогрессивки. А если появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии, не мог рассчитывать вообще ни на какие премиальные.

За время работы Иосифа Салейко руководителем завода было построено немало цехов, в том числе покраски, по ремонту топливной аппаратуры, двигателей, склад готовой продукции, механизированные площадки для хранения ремонтного фонда и металлолома, гараж. Многие заводчане по сей день благодарны бывшему директору за жилье — 80 работников мотороремонтного получили ключи от новых квартир. За свои средства завод построил детский сад на 140 мест.

Иосиф Павлович зарекомендовал себя и как талантливый рационализатор. На его счету около трех десятков рацпредложений. Среди многочисленных новаторских задумок директора — один из способов обновления фильтрующих элементов воздухоочистителя двигателя. Его вклад в развитие производства отмечался несколькими наградами, одна из которых — орден «Знак Почета».

Уже несколько лет как Иосиф Павлович не у дел. Но душой всегда остается с родным коллективом. Почти все построенные с его участием цеха дочернего предприятия «Слонимский мотороремонтный завод» Гродненского унитарного предприятия «Облсельхозтехника» успешно функционируют и ныне. Для ветерана это является своеобразным предметом гордости.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter