Как оформить страховку на машину в Беларуси и России

Та еще «гражданочка»

Унификация страхования автогражданской ответственности в рамках Союзного государства широко обсуждается на самых разных экспертных площадках. Корреспонденты «СОЮЗа» получили задание разобраться в нюансах рынка автострахования в России и Беларуси.

Сегодня у России и Беларуси нет единого союзного полиса автогражданской ответственности.
АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

Как в России

В России страхование на автомобильном рынке сегодня представлено в трех видах. Первый — ОСАГО, полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Он обязателен к оформлению на каждое транспортное средство, зарегистрированное как в России, так и за рубежом, которое передвигается по нашим дорогам. При этом средняя стоимость полиса ОСАГО не только невысока, но и даже снизилась с 2018 года почти на 150 рублей — до отметки в пять с половиной тысяч рублей (2021 год), как утверждают в Российском союзе автостраховщиков. 

Второй вид — полис каско, который владелец машины приобретает по собственному желанию. Он включает в себя страхование от случаев, на которые владелец повлиять не мог: когда машину угнали, разбили, подожгли или на нее упало дерево во время урагана, и от случаев, когда владелец, как говорится, «сам виноват» — например, въезжал в гараж и поцарапал крыло. Этот вид страховки дороже — средняя стоимость полиса в 2021 году достигала отметки 35 тысяч рублей. Причем в отличие от ОСАГО, стоимость полиса каско имеет устойчивый тренд на повышение: так, только в третьем квартале прошлого года стоимость полиса возросла сразу на 29,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020‑го. Причина проста — этот вид страхования обычно приобретают на новые автомобили сегмента бизнес‑ и премиум‑класса, цены на которые также серьезно подросли. Не дешевеют и запчасти на такие авто. 

Третий вид — «Зеленая карта». Этот вид страховки россияне оформляют при выезде на автомобиле за пределы страны, его же приобретают и владельцы зарегистрированных за рубежом автомобилей и мотоциклов при въезде в Россию.

Гражданам Республики Беларусь, которые приезжают в Россию, также доступны получение и ОСАГО, и каско, рассказали «СОЮЗу» в одной из крупных страховых компаний. Однако есть и ряд нюансов. «Белорусы могут оформить каско на общих с россиянами основаниях. Полис ОСАГО также доступен для оформления. Единственный нюанс — специалисты заносят данные по водителю и автомобилю в специальную программу, и здесь возможны технические проблемы, связанные с заполнением определенных полей и расчетом коэффициентов, для чего необходимо личное присутствие в офисе», — поделились информацией в страховой компании.

Кстати, россияне с некоторых пор могут застраховать свой автомобиль, не тратя время на поездку в офис. В связи с введением электронного полиса его оформление доступно онлайн. Сразу после оплаты к вам на почту приходит документ, который можно распечатать и возить с собой, а можно просто показать инспектору ГИБДД непосредственно с экрана смартфона. То же самое доступно и для каско. 

Еще одно нововведение в области автострахования заработало с 9 января 2022 года — в обе стороны на 10 процентов расширился так называемый тарифный коридор. Согласно ему теперь минимальная стоимость ОСАГО составит немногим более 2000 рублей, а максимальная — почти 6000 рублей. Подешевле полис автогражданской ответственности смогут оформить аккуратные водители, а лихачам же, наоборот, не поздоровится — коэффициент для часто попадающих в аварии вырос с 2,45 до 3,92 балла. 

Что же касается недалекого будущего, то на данный момент в экспертной среде и на законодательном уровне обсуждаются такие поправки, как увеличение лимита возмещения за вред жизни и здоровью в четыре раза — с 500 тысяч до 2 миллионов рублей, отказ от учета износа деталей при расчете суммы возмещения, а также отмена коэффициента мощности и региональных «надбавок». Впрочем, по оценке Российского союза автостраховщиков, рост тарифов в этом случае может составить до 60 процентов.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru

Как в Беларуси

ПОМИМО обязательного страхования гражданской ответственности водителя в Беларуси существуют и другие виды обязательного страхования: комплексное, где автогражданка сочетается со страхованием транспортного средства от того или иного ущерба; так называемая зеленая карта, необходимая при выезде за границу (подразумевает возмещение ущерба при попадании там в ДТП). Немало и вариантов добровольного страхования. У каждого из них свои особенности. 

Одним из самых популярных видов страхования является каско. Причина — в огромном разнообразии тарифов и вариантов страховых случаев. При так называемом полном каско покрываются все риски: от угона до падения на авто сосулек или куска кровли. Выбрать страхователя не составит труда, это в том числе салоны по продаже новых и подержанных машин. Какими критериями стоит руководствоваться при выборе тарифа? Автоэксперт Алексей Лукашевич назвал важнейшие:

— Начнем со срока страхования. Как правило, чем он меньше, тем дороже полис. То же касается перечня покрываемых рисков — чем он шире, тем выше стоимость страховки. На цены и условия также влияют опыт и возраст водителя, тип и марка автомобиля, его цена, личная машина или служебная, используется ли она как такси... С предельным вниманием следует подходить и к содержанию договора страхования. К примеру, самовозгорание авто в одних случаях компенсируется, в других — нет. Не все компании страхуют от повреждения автомобиля животными. 

К тому же ставки в разных страховых фирмах различаются. Назовем примерные по Беларуси. Так, при возрасте машины один год и стоимости 10 тысяч евро годовой платеж составит 270 евро. А если авто 11 лет и старше — уже 900!

Достаточно популярен и комплексный вид автострахования. Он в том числе обеспечивает страховую защиту при попадании транспортного средства в ДТП по вине владельца. Однако и стоимость такой страховки выше.

Теперь о «зеленой карте». Она предусматривает выезд во все страны, либо только в Россию, либо в Украину и Молдову. От этого, а также от срока страхового периода зависит стоимость документа. Для поездки на 15 дней в Россию он будет стоить 10 евро, а страховка на год — 108 евро. Страховой взнос может уплачиваться в российских рублях. Соответственно, при въезде в Беларусь водитель машины, мотоцикла, зарегистрированных за границей, обязан иметь «зеленую карту». Либо должен заключить договор пограничного страхования. Наконец, обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца должен оформить каждый выезжающий на дорогу. Суть в том, что при ДТП по вине застрахованного ущерб возмещает страховая компания. Максимальная сумма возмещения в Беларуси установлена в 10 тысяч евро. Ущерб сверх этого может быть взыскан через суд. 

Выдают такие полисы государственные страховые компании. При этом цена полиса зависит от многих составляющих: продолжительности страхового периода, возраста автовладельца, водительского стажа, массы транспортного средства... А также от места проживания владельца. Так, для минчан установлен коэффициент 1,5, для жителей отдаленных районов — 0,8. Наличие полиса проверяется при прохождении техосмотра инспекторами ГАИ. Рисковать не стоит: штраф за езду без документа весьма внушителен. Это в полной мере касается и водителей авто с российскими номерами.

Владимир Яковлев 

sob@sb.by

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Минске прошло заседание комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту. В работе комиссии приняли участие депутаты, представители Минфина Беларуси, Центробанка России, Белорусского бюро по транспортному страхованию, Российского союза автостраховщиков, а также эксперты в области законодательства и права. Вел мероприятие председатель Комиссии Артем Туров. 

На повестке стоял вопрос, касающийся практически каждого гражданина Союзного государства, — создание единых условий страхования «автогражданки». С этой целью депутаты планируют разработать модельный законодательный акт «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Сегодня у России и Беларуси нет единого союзного полиса автогражданской ответственности. Что же касается «внутреннего» автострахования, то есть существенные различия, которые касаются сроков страхования, лимитов автогражданской ответственности, форм возмещения, сумм, при которых возможно оформление по европротоколу, рассказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. И добавил, что союз вместе с белорусскими коллегами займется «инвентаризацией» различий. 

По мнению депутатов, на первом этапе необходимо снизить с 15 до пяти дней минимальный срок, на который в Беларуси осуществляется пограничное страхование транспортных средств, зарегистрированных в России. Такая мера направлена на гармонизацию с российским законодательством, где минимальный срок страхования составляет как раз пять дней. Это позволит россиянам без труда выезжать в Беларусь на туры выходного дня и в краткосрочные деловые поездки. Министерство финансов Беларуси обещало оперативно подготовить соответствующие изменения в законодательство. «Проект изменений будет внесен на рассмотрение парламента уже в апреле», — пообещал депутатам начальник Главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко. 

На следующем этапе парламентарии предлагают провести системную работу по унификации законодательства Беларуси и России об автостраховании. Ее цель — дать гражданам возможность заключения национальных договоров страхования, предусматривающих покрытие страховых случаев на всей территории Союзного государства либо только на территории государства регистрации транспортного средства (по выбору страхователя). Для этого необходимо будет изучить уже имеющуюся законодательную базу. Учтут союзные депутаты и мнение Евразийской экономической комиссии.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter