Трактор Т-25 у сельчан пользуется уважением и из-за цены

Т-25 борозды не испортит

Для современных сельхозпредприятий Т-25, некогда один из лучших помощников крестьянина на полях и фермах СССР, безнадежно устарел. А на частных подворьях, хоть изредка, но встречается. У сельчанина эта машина пользуется уважением и из-за цены. Не растет и не падает, а держится на отметке 3—4 тысячи долларов. Опытные фермеры советуют всем, кто впервые покупает трактор, именно Т-25. В первую очередь потому, что тот не требует тщательного и дорогостоящего технического обслуживания.




Какой ценой давалось строительство завода по выпуску целого поколения легендарных тракторов во Владимире? Чем «Владимирец» отличается от своих железных собратьев? 

Построить тракторный завод за старой Юрьевской заставой, что в северной части Владимира, было задумано в годы Великой Отечественной войны — после поражения немцев под Сталинградом. 28 февраля 1943 года Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР постановили: новому предприятию быть. В конце марта рабочие 5-го стройуправления Наркомстроя заложили фундамент. Руководил стройкой века Сергей Лимонов. Секретарь горкома партии Мирский тогда сказал: это стало «большим событием в жизни города, изменившим его лицо».

Возводили первую очередь завода в условиях тотального дефицита. Топлива для обогрева не хватало, а на улице 30-градусные(!) морозы. Выход нашли: рабочие устраивались на подработку на Панфиловское торфопредприятие, и часть отопительного материала им выписывали в счет зарплаты. 

Остро не хватало квалифицированной рабочей силы. Наркомат среднего машиностроения постановил направлять специалистов с автомобильных и тракторных предприятий страны. Получали назначение выпускники институтов и техникумов. Опытных инженеров и техников даже отзывали с фронтов Великой Отечественной. 

Ивановский обком ВЛКСМ (а Владимир до июля 1944 года входил в состав Ивановской области) мобилизовал на строительство тракторного завода 500 комсомольцев. К строительству привлекали горожан. Работали и заключенные, и военнопленные: немцы и венгры.

Руководители города и предприятия прибегали и к чрезвычайным мерам. Передавали на строительство завода праздношатающихся, а провинившихся начальников переводили к станкам. Администрации завода пришлось увеличить продолжительность рабочего дня. Строители и заводчане трудились в две смены по 11—12 часов в день. В 1943 году в стране вновь ввели выходные. На «тракторном» — только с 1946 года. Иногда заводчане не уходили домой и по три недели. Спали и питались прямо в цехах. 

Отсутствие обуви и одежды стало главной причиной нарушений трудовой дисциплины. Тракторный завод занимал первое место по числу прогулов среди предприятий Владимира. В 1944 году осудили 122 человека. Нередко выносили строгие приговоры. Например, трех работников приговорили к восьми годам лишения свободы.

Несмотря на всю сложность условий труда и быта, в декабре 1943 года планируемые здания и сооружения сдали в эксплуатацию. 

1 января 1944 года установили 72 единицы оборудования, а к началу следующего — 975. В первые четыре месяца 1944-го заводчане собрали кустарным способом 5 экспериментальных тракторов УН-2, а с апреля приступили к конвейерной сборке УН-2. Буква «У» расшифровывалась — «универсал». Всего выпустили 211500 штук таких тракторов. Технические характеристики у них скромные. Скорость — 8 километров в час, три передачи. Сейчас этот трактор занял свое почетное место на постаменте у входа во Владимирский завод.

24 апреля 1945 года закончилось строительство первой очереди завода. Этот день принято считать днем рождения ВТЗ. По этому случаю Сталину направили рапорт. В нем подводили итоги о проделанной работе: «Построены и введены в эксплуатацию литейный корпус с заливочным конвейером и полной механизацией землеприготовления и подачи, кузнечный, моторный, тракторосборочный, инструментальный корпуса, компрессорная, котельная, железнодорожные и безрельсовые пути, линия электропередачи, трубопроводы. Введено в эксплуатацию 62 тысячи квадратных метров производственных и вспомогательных площадей, 24 тысячи квадратных метров жилых площадей, 78 километров трубопроводов, 36 электропроводов. Все промышленные цехи построены капитально».

Строители, по сути, совершили подвиг в условиях военного времени. 

Кстати, выдающийся русский писатель, актер и режиссер Василий Шукшин в середине пятидесятых работал на тракторном заводе… слесарем-такелажником. Об этом свидетельствует запись в его трудовой книжке. 24-летний Василий приехал по распоряжению треста «Союзпроммеханизация» из Калуги с турбинного завода. Жил в общежитии на улице Горького. 

Первый трактор Владимирского завода У-2 — отец трактора ДТ-20 и прадедушка Т-25 «Владимирец». Последний используют в Беларуси в подсобных хозяйствах. Его с 1966 по 1972 год выпускали на Харьковском тракторном заводе. А после — на Владимирском тракторном. 
Модель Т-25 разработали на базе ДТ-20. Конструкторы изменили раму, установили новый двигатель с повышенной мощностью, доработали сцепление, рулевую колонку с гидравлическим приводом, усовершенствовали систему тормозов. Также разработчики придумали новый, более современный дизайн. 

Из других достоинств этого трактора — постоянный полный привод на задние колеса. А в некоторых моделях передний постоянный привод. Разработчики установили реверсивную систему — механизатор мог включать как передний, так и задний ход.

Конструкция трактора позволяла изменять агротехнический просвет — расстояние от земли до самой нижней точки трактора. Мастера в гараже регулировали высоту. После прохождения трактора по полю растения выпрямлялись. Так сохранялась часть зреющего урожая. 

Можно было поменять и ширину колеи — расстояние между продольными осями правого и левого колес. С ее уменьшением возрастала маневренность трактора, а с увеличением — устойчивость и управляемость. 

В 1973 году появился трактор Т-25А. От предшественника он отличался двухцилиндровым четырехтактным дизельным двигателем воздушного охлаждения — Д-21. Конструкторы оснастили новый трактор однодисковым сцеплением, реверсивной коробкой передач с двумя замедленными передачами переднего хода. Сзади располагалась навесная система. Прицепы и плуги можно было соединять автоматически. 

Важная особенность Т-25А — отопитель кабины. В старых моделях он слабо грел. Большой бак гидросистемы находился снаружи трактора. Отапливалась по большей части улица, а не кабина. Конструкторы нашли сравнительно простой выход — добавили еще одну трубку с двухпозиционным краном. Выход из радиатора соединили со входом гидравлического насоса.

Конструкцию совершенствовали, и в итоге разработали модель Т-30А80, которая отличается от предшественника двигателем (Д-120), приводом на все колеса, гидрообъемным рулевым, более комфортабельной кабиной.

«ВЛАДИМИРЦЫ» списали в сельхозпредприятиях в конце 90-х прошлого века. В Крупском районе эти машины остались только на пяти частных подворьях. Владелец одного из них — Жорж Гредюшко из деревни Гапоновичи. В ОАО «Крупский райагросервис» проработал механизатором около 40 лет. 

«Владимирича», как он ласково называет тезку-трактор, покупал в Архангельске на мелькомбинате «Портовичи». С выбором помогала сестра. Сейчас технике около 30 лет, но, как признается Жорж Владимирович, редко ломается. На тракторе все «родное», начиная от щеток для лобового стекла до двигателя. 

— Указатель давления масла, температуры, амперметр заряда аккумулятора, руль, кнопка звукового сигнала — все заводское. Машина надежная, но нужно смотреть за ней, ухаживать, где бы ни использовалась. Я периодически смазываю трущиеся детали, провожу домашний техосмотр, — делится простым секретом «тракторного долголетия» Жорж Владимирович. 

Одно из достоинств железного коня, на его взгляд, — невысокий расход топлива при большой продуктивности.

— В сезон за неделю около 20 литров солярки уходит. Одновременно работаю и на посадке картофеля, и на заготовке дров, и в гараж еще нужно заехать, — подсчитывает Жорж Владимирович. 

Конструкция этой машины достаточно проста, что делает ее незаменимой в техническом обслуживании.

— Чтобы поменять деталь, не нужно ехать в сервисный центр. Все могу сделать на месте, у себя в гараже, — делится владелец трактора. 

У сельчанина целый гараж навесного оборудования: культиваторы, плуги, сеялки, бороны, грузовой прицеп. Содержит хозяин корову, поросят, кур. Тут без железного помощника никак. 


Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter