Теракт в Лондоне и взгляд из Минска

Сюжет для Конан Дойля

Британия приходит в себя после драмы, произошедшей в минувшую пятницу на Лондонском мосту. Двое убиты, несколько человек ранены, террорист застрелен. Для полиции картина в целом ясна, теперь ломают головы эксперты и аналитики: была ли трагедия случайностью, цепью случайностей или логическим итогом допущенных ошибок? Чьих? Нам тоже полезно взглянуть на происшествие с этой точки зрения, взглянуть сочувственно, но и трезво.


Как ни жестоко это может прозвучать, но кому‑кому, а Лондону к убийствам не привыкать. В ретроспективе, конечно. Ведь именно в этом городе жил вымышленный Шерлок Холмс, расследовавший сочиненные убийства, которые в реальном Лондоне, первом мегаполисе Европы, происходили ежедневно и еженощно. Поэтому полиция и частный сыск, пенитенциарная система и право вообще в стране быстро прогрессировали и, что общепризнано, весьма преуспели в противостоянии преступности.

А вот драматургия последней трагедии, роковое переплетение всех обстоятельств действительно шокируют. Кстати, именно на этом мосту летом 2017 года произошел теракт: тяжелый фургон стал сбивать пешеходов, а трое выскочивших из него террористов набросились на людей с ножами. Погибли восемь человек, включая четверых безоружных (!) полицейских. Мост тогда, мост сейчас — допустим, совпадение. Тем более что в этот раз Лондон‑бридж стал лишь финалом трагедии: здесь террорист был обезоружен прохожими и ликвидирован полицией.

Но главное произошло перед тем — в здании гильдии рыботорговцев, где собрались участники проекта «Учимся вместе». Эта реабилитационная программа разработана в Кембриджском университете, чтобы разрушить стереотипы о заключенных и открыть для них новые шансы. Одним из подопечных программы был 28‑летний Усман Хан. Он и убил координатора программы Джека Меррита и волонтера Саскию Джонс, выпускников Кембриджа. Электронный браслет убийце не помешал. Он носил его как условно‑досрочно освобожденный. 16‑летний срок он получил в 2012 году за участие в подготовке теракта и вышел в 2018‑м.
«Величайшая трагедия заключается в том, что эти люди были убиты тем, кому они стремились помочь», — заявил вице‑канцлер Кембриджского университета профессор Стивен Тоуп.
Но среди первых, кто пытался обезоружить террориста еще на собрании, был 42‑летний Джеймс Форд, осужденный в 2004 году на 15 лет за убийство. Срок его заключения подходил к концу, он был отпущен на день на эту конференцию.

Джеймс Форд и Усман Хан. Фото из старых дел запутывают всех еще больше.
Трудно поверить, но Лондон еще относительно спокойный город. В нем как‑никак почти 9 миллионов жителей. А вот в шведском Мальме всего 330 тысяч — как в нашем областном центре. За прошлый год здесь только с использованием огнестрельного оружия были убиты 12 человек, произошло 45 (сорок пять!) взрывов — это из недавней статьи в «Дагенс нюхетер», крупнейшей газеты страны. В Швеции тоже ломают головы, как с этим быть.

Как быть нам? Мы тоже гуманизируем законодательство и пенитенциарную систему, у нас тоже некоторые условно‑досрочно освобожденные уже носят электронные браслеты. Но мы‑то живем, слава богу, спокойно. Происходящее в Лондоне и Мальме нам и в страшных снах не снится. Наша страна — и это тоже общепризнано — является одной из самых безопасных, если не самой безопасной, в Европе. И это заслуга не только милиции и других государственных институтов, но всего того, что называется гражданским обществом.

Мы повзрослели. Что кажется нам полезным из мировой практики — перенимаем. Но давно избавились от иллюзий, что любая техническая или правовая новация в борьбе с терроризмом и преступностью вообще будет действенной и в наших условиях. У нас и своих ноу‑хау немало.

Мы и дальше будем оттачивать свои инструменты. Но только те, которые действенны здесь и сейчас, в нашей стране. Это называется жить своим умом.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В КИЕВЕ

Около 17.00 в воскресенье на улице Льва Толстого в Киеве был обстрелян автомобиль Range Rover. За рулем был ресторатор и депутат Киевского областного совета Вячеслав Соболев. Пуля попала в находившегося в салоне трехлетнего мальчика, который скончался в машине «скорой» по дороге в больницу. Соболев подтвердил, что убили его сына. В городе был введен оперативный план «Сирена» по розыску преступника на «Лексусе». «По факту убийства начато уголовное производство», — сообщили в отделе коммуникации полиции Киева.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter