Многодетная семья уехала из города и организовала успешный бизнес в глубинке

Сырная тарелка семьи Кравчук

Многие утверждают, что молодежи в сельской местности делать нечего. Этот стереотип в пух и прах разбивает многодетная семья Кравчук. Пара воспитывает четверых детей, а оставшееся время посвящает делу, которое из увлечения переросло в основной источник дохода. Уехать из Лиды и открыть собственную сыроварню семья решила три года назад. Сегодня в мини-цехе на окраине пустеющей деревни в тридцати километрах от города производят 12 видов сыров, о которых знают за пределами страны. Хотите повторить их опыт? Тогда знакомьтесь!



В деревушке Ольговцы с каждым годом становится все меньше домов, где по вечерам зажигают свет. И только в крайнем от леса добротном доме из красного кирпича и летом, и зимой слышен задорный детский смех. Хозяйка приглашает нас в свою сыроварню, где царит идеальная чистота и остро пахнет кипяченым молоком. В центре помещения установлен большой металлический чан, в котором оно пастеризуется и, собственно, варится сыр.

Долой кастрюли!

Сама Ольга облачена в спецодежду, на голове шапочка, на ногах бахилы. По профессии она медик, поэтому забота о чистоте — на первом плане.

— Начала готовить заказ в десять утра, а уйду отсюда примерно в час ночи, — улыбается хозяйка. — Завтра едем в Минск, надо приготовить 30 подарочных упаковок адыгейского сыра с разными вкусами. Параллельно делаю сыр для жарки — халуми. Недавно начала производство сырных конфет. Покупатели в последнее время нас находят в основном через Instagram — никогда не думала, что это действенный способ продвижения своей продукции. Рецепты сыров узнаю у мастеров, которые уже давно занимаются их производством, а потом отрабатываю на своем молоке.



В домашнем сыроварении не бывает так, чтобы каждый раз получался одинаковый сыр. Одна головка от другой всегда будет отличаться по вкусу. При этом важно соблюдать все технологические нормы и правила. Потерять репутацию — значит потерять все.

— Раньше варила сыр на плите в 70-литровой кастрюле, — рассказывает Ольга. — Это очень тяжело, поверьте. Первое время болели руки, ноги, спина.

Покупка оборудования значительно упростила дело. Во-первых, в сыроварне продукт никогда не подгорит, так как молочная масса равномерно греется со всех сторон. Во-вторых, вкус получается намного лучше.



— Если бы не закрытые границы, то к нам бы приехал итальянец, который очень заинтересовался нашим небольшим производством. Хочет делать здесь бизнес. В Европе посещения сыроварен включены в экскурсионные маршруты, пользующиеся большой популярностью у туристов. Я совсем скоро сама смогу давать мастер-классы гостям. Возможно, первые пройдут уже этим летом. Предложим посетителям нашей фермы самим сварить адыгейский сыр.

Властелин дойного стада

В Ольговцы родители Сергея Кравчука переехали из Казахстана. Давно это было...



— Там у нас тоже было большое хозяйство, — вспоминает глава семьи. — Держали овец, коней, коров. Мне нравилось за ними ухаживать, поэтому решил и здесь завести домашних животных. А как в деревне по-другому? Более десяти лет держу коров. Сейчас у меня 15 голов дойного стада. Еще у нас свиньи, куры, лошадь Ромашка, собаки. До недавнего времени молоко сдавал государству, а потом стало невыгодно. Встал вопрос, куда девать ценную продукцию, в которую вложено столько труда. Решили поехать в Киев, чтобы отучиться на сыровара: в Украине сильны традиции сыроварения.

Обучение заняло всего два дня. Вернулись супруги в деревню воодушевленные идеей становления собственного дела. Постепенно во дворе дома начали появляться новые постройки. Обязанности были строго разделены: Сергей отвечает за наличие сырья, Ольга — за переработку.



— Пока справляемся своими силами, — говорит хозяин. — Однако спрос на сыры с каждым месяцем растет, молока уже не хватает, поэтому думаю увеличить стадо. Нам выделено около 15 гектаров земли, надо еще хотя бы десять.

Сырное царство

Хозяева приглашают в небольшое помещение, где на полках зреют десятки головок сыра разных размеров и цветов. В камере поддерживается специальная температура (12 градусов) и влажность (85 процентов).

— Чем дольше сыр лежит, тем лучше, — демонстрирует Ольга ароматную головку. — Некоторые вызревают по несколько месяцев. Один рецепт придумала сама. Всего делаю 12 видов сыра: адыгейский, рикотту, халуми, обычный и подкопченный, лабане, качотту с пажитником, мантазио и другие.



К мягким, полутвердым и твердым сортам хозяюшка добавляет травы, чеснок, вишню, сухофрукты, грибы — была бы фантазия. Но ничего не получится без качественного молока. Кравчуковские коровы дают только экстра.

— Уже год, как продаем, — рассказывают сыровары. — Один раз в неделю выезжаем на рынок в Лиду. Долго не стоим: сразу все разбирают. Людям интересно попробовать что-то новое. Разве в магазине такой сыр купишь? Кроме того, раз в неделю собираем заказы и едем в Минск. Пару часов — и обратно. Сильно цены не задираем. В зависимости от сорта они варьируются от 10 до 18 рублей, в то время как у других в два раза выше. Ценителей и фанатов домашних сыров, как оказалось, хватает. Уже есть постоянные клиенты, которые покупают сразу несколько головок. В общем, зарабатываем потихоньку.



Супруги Кравчук оставляют после общения удивительное послевкусие. Работящие, устремленные, рассчитывающие в первую очередь на себя. Не просто мечтают — делают.

Не ноют, не просят помощи, а растят детей, развивают свое дело, уверенно идут к поставленным целям.

И они их добьются.

В ТЕМУ

В Лидском районе растет самозанятость населения. Для этого создана необходимая нормативно-правовая база, действует совет по развитию предпринимательства, в который входят представители бизнеса. В 2020 году для открытия собственного дела оказана финансовая помощь 15 безработным. Продано семь объектов недвижимости под производство, в том числе предприимчивым лидчанам, арендующим государственное имущество более трех лет.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter