Беларусь экспортирует сельхозпродукцию и продукты питания в 88 стран мира

Сыр всему голова

Беларусь экспортирует сельхозпродукцию и продукты питания в 88 стран мира. В прошлом году их было на 5 меньше

Статданные за последнее полугодие оставляют неплохие впечатления. Во-первых, движение по экспорту сельхозпродукции есть, и, во-вторых, не только белорусскую молочку можно по праву назвать белым золотом.



Темп роста экспорта сельхозпродукции и продуктов питания за январь—июнь текущего года 101,6 процента к аналогичному периоду прошлого года и перевалил за 2 миллиарда долларов. Среди товарных потоков возросли поставки льноволокна, желатина, масла рапсового — практически на 30 процентов к уровню прошлого года. Выросла также реализация молочной продукции. Экспорт составил 1,1 миллиарда долларов (плюс почти 14 процентов к уровню прошлого года).

Основным же драйвером экспортных поставок в молочном секторе в этом году явились (и в денежном, и в натуральном выражении) белорусские сыры. Как говорится, нет худа без добра. Не секрет, что до сих пор действовали ограничения со стороны Россельхознадзора на поставки в РФ некоторых видов белорусской молочной продукции (в частности, сухого молока). Поэтому наши производители вовремя приняли грамотное управленческое решение: перенаправили сырьевые потоки на производство сыров и цельномолочной продукции. Это привело как к увеличению производства, так и экспорта. Такая стратегия себя оправдывает. Минсельхозпрод продвигает ее не один год. Планируется и далее максимально сокращать сырьевые потоки, при этом увеличивая объемы готовой продукции. Идея тут такая. Сыр, йогурт, сметана, простокваша, ряженка под брендом «Сделано в Беларуси» через полки магазинов в разных странах приводят к узнаваемости наших товаров и расширяют лояльность покупателей к качеству.

Об этом не раз писала «СГ», однако тема экспорта отечественной сельхозпродукции не теряет актуальности, так как каждый раз перед нами открываются новые горизонты.

Наши производители молочных продуктов работают, прямо скажем, в жесткой конкурентной среде. В экспорте на рынки стран дальнего зарубежья немало сложностей создают не только тарифные, но и нетарифные барьеры — сложные процедуры сертификации, карантинного контроля, ограничения или запрет на использование отдельных компонентов в составе продукции.

— Однако это только видимая часть айсберга, — считает заместитель директора по развитию и маркетингу ОАО «Туровский молочный комбинат» Наталья Черник. — Гораздо сложнее, уже имея все разрешения и сертификаты, построить долгосрочные отношения с партнерами и завоевать доверие потребителей, выйти на рынок под своим брендом, а не торгового партнера, сделать его известным на рынке и предпочитаемым. В Азии мы остро ощущаем необходимость глубокого изучения мотивов потребительского поведения, процесса принятия решения о покупке, значения брендинга и адаптированной упаковки. Это обусловлено тем, что по своей товарной категории на всех экспортных рынках мы находимся в условиях очень жесткой среды, при этом конкурируем с известными глобальными брендами.

Мясной сегмент — также крупнейший в белорусском экспорте. Но здесь свои баррикады. Намечается небольшое падение к уровню прошлого года в денежном выражении — 86,6 процента, объем валютной выручки — 418,2 миллиона долларов. Это связано с ограничениями со стороны РФ на поставку мяса говядины на кости.

На этом фоне большее внимание было уделено экспорту других видов мяса и готовых изделий. В результате за полугодие поставки свинины в денежном выражении выросли в 2,8 раза и подошли к сумме в 3 миллиона долларов. Птицы на внешнем рынке продано на 128,3 миллиона долларов (темп роста 109,1 процента к уровню прошлого года). Экспорт готовых изделий прибавил на 8,4 процента.

Как сложилась география продаж за рубеж? Первое место по-прежнему остается за Россией. Доля поставок туда — 80 процентов всего экспорта белорусского продовольствия. В прошлом году, по данным Минсельхозпрода, она была 82,2.

Экспорт продовольствия в РФ за первое полугодие составил 2,1 миллиарда долларов — 99,4 процента к аналогичному периоду прошлого года. По видам продукции картина такая. Поставки говядины снизились в денежном выражении практически на 30 процентов. В то же время реализация свинины выросла почти в три раза. Растут поставки мяса птицы. Продано на 106 миллионов долларов — плюс 3,4 процента к первому полугодию прошлого года.

Неплохо сработали на рынке РФ по молочной продукции — добавили 15,3 процента и вышли на сумму 916 миллионов. Уверенную динамику роста продемонстрировали и по другим товарным группам. В частности, по сливочному маслу 50,3 процента роста (175 миллионов долларов), сырам — 24 (389 миллионов), сухому обезжиренному молоку — 28,5. Картофеля реализовано на 18 миллионов (21,5 процента роста), льноволокна — 1,8 миллиона (плюс 16 процентов).

Динамика экспорта в страны СНГ также положительная — 9,6 процента роста к прошлому году, сумма валютной выручки — 286 миллионов долларов. Рост поставок наблюдался практически по всем товарным группам. По мясопродуктам — плюс 47 процентов, сумма выручки подошла к 50 миллионам. Удалось перенаправить непринятую Россией говядину на страны СНГ. Значительно увеличились поставки колбас — плюс 17 процентов к прошлому году, готовых изделий из мяса — рост в 2,7 раза. Убедительные показатели продемонстрировали белорусские экспортеры и по молочной продукции. Валютная выручка составила 150 миллионов долларов. Это больше уровня прошлого года на 7,8 процента.

Как в России, так и странах СНГ великолепно зарекомендовали себя наши сыры. Реализация возросла на 29 процентов, валютная выручка составила 24,3 миллиона долларов.

Двигались наши сыроделы и в сторону более активной диверсификации. Туровский молочный комбинат еще в прошлом году сделал пробные отгрузки в Катар и Саудовскую Аравию, сейчас ведутся переговоры о поставках. В этом году стартовали продажи в Японию, завершены переговоры и подписан контракт с партнером во Вьетнаме, прорабатывается рынок Ливана. Но и без этого предприятие поставляет продукцию в 15 стран.

— Диверсификация экспорта — ключевая задача для предприятия. Видим для своей продукции серьезные возможности на рынках Японии, Китая, Южной Кореи, в регионе Персидского залива, — отметила заместитель директора по развитию и маркетингу ОАО «Туровский молочный комбинат» Наталья Черник. — Несмотря на широкую географию экспорта, доля отгрузок в Россию достигает 77 процентов. Намечается сократить ее до 50.

На рынках дальнего зарубежья за полугодие для белорусских производителей мяса и мясопродуктов также положительная динамика. Рост в четыре раза. Экспортная выручка — 14,5 миллиона долларов. По поставкам говядины — 4,7 миллиона (рост в 3,7 раза), мясу птицы — 9 миллионов (рост в 7,7 раза), по готовым изделиям из мяса прибавили в 5 раз.

Хуже с молоком и молокопродуктами. Суммарно их в дальнее зарубежье поставлено на 36 миллионов долларов — минус 20 процентов к прошлому году. Минсельхозпрод объясняет это тем, что экспортеры и товаропроизводители стараются продавать товар в те страны, где конъюнктура цен наиболее выгодна. Так как рынки государств СНГ были в этом отношении более привлекательными, белорусская молочка шла в основном туда.

Вместе с тем эти рынки для Беларуси, несомненно, важны и значимы, здесь уже завязались связи и появились партнеры. За полугодие наши предприятия наторговали там на 228 тысяч долларов по сырам (выше уровня прошлого года на 8,5 процента). Экспорт сухого обезжиренного молока вырос в 13 раз (13,8 миллиона долларов). По картофелю экспортная выручка пришла на 2,9 миллиона, овощам, грибам — на 8,3 миллиона (рост в 2,3 раза), льноволокну — на 10 миллионов (рост на 8,1 процента).

Несмотря на заградительные барьеры, экспорт сельхозпродукции в ЕС за полугодие вырос на 22 процента. Выручка — 92,7 миллиона долларов. Были задействованы почти все страны Евросоюза, куда наша республика поставляет продовольствие.

Несмотря на сложную логистику, поставляла Беларусь свою сельхозпродукцию и на американский рынок. 2,4 миллиона долларов — таков за полугодие показатель по экспорту продовольственных товаров и сельхозпродукции в Америку. Это немного ниже, чем в прошлом году, но традиционно ежегодный экспорт в США составляет около 5 миллионов долларов.

Наиболее интересный и перспективный среди дальнего зарубежья для Беларуси китайский рынок. За шесть месяцев темп роста экспорта в Китай составил 173,1 процента (экспортная выручка — 40,4 миллиона долларов). Среди товарных сегментов самую крупную динамику роста продемонстрировало мясо. Поставки его выросли в 38 раз (12,3 миллиона долларов).

Не сбавлялся темп и по поставкам молочной продукции. Динамика здесь также была положительной — 113 процентов к уровню прошлого года (экспортная выручка — 16,7 миллиона долларов). И даже экспорт шоколада и продуктов, связанных с ним, вырос на 16 процентов (108 тысяч долларов).

Главным же экономическим партнером для Беларуси по-прежнему остается наш восточный сосед — Россия, страна, с которой мы активно торгуем, увеличиваем товарооборот, обсуждаем экспортные проблемы. Кстати, в этом году для Беларуси на российском рынке сложилась вполне удачная конъюнктура цен. Наши экспортеры продают молочную продукцию на 6 процентов дороже, чем в прошлом. Мясо свинины и птицы, овощи, мука, казеин, льноволокно, масло рапсовое, желатин также ценятся дороже.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter