Сыновьям идти дальше

Пять лет руководит СПК сын и последователь Героя Беларуси Виталия Кремко выпускник Гродненского государственного аграрного университета Сергей КРЕМКО. И уже доказал: отцовское дело — в надежных руках. Гремевший когда-то на всю страну колхоз «Октябрь» под председательством Виталия Ильича и сегодня славится своими успехами, крепкой экономикой и умелым руководством прогрессивно мыслящего управленца — Кремко-младшего. Работать в хозяйство Сергей Витальевич пришел в 1993 году — сразу после Гродненского сельхозинститута. В трудовую книжку записали: «Принят агрономом-агрохимиком». Кстати, у всей семьи Кремко — одна альма-матер. И Виталий Ильич, и его жена, и трое сыновей учились аграрному делу в Гродно.

Председатель СПК имени В. И. Кремко Сергей Кремко: «Кредитами не пользуемся. Отец не брал в долг и мне наказывал не брать».

Пять лет руководит СПК сын и последователь Героя Беларуси Виталия Кремко выпускник Гродненского государственного аграрного университета Сергей КРЕМКО. И уже доказал: отцовское дело — в надежных руках. Гремевший когда-то на всю страну колхоз «Октябрь» под председательством Виталия Ильича и сегодня славится своими успехами, крепкой экономикой и умелым руководством прогрессивно мыслящего управленца — Кремко-младшего. Работать в хозяйство Сергей Витальевич пришел в 1993 году — сразу после Гродненского сельхозинститута. В трудовую книжку записали: «Принят агрономом-агрохимиком». Кстати, у всей семьи Кремко — одна альма-матер. И Виталий Ильич, и его жена, и трое сыновей учились аграрному делу в Гродно.

— Все мы агрономы, работали и работаем в СПК имени Кремко. Честно говоря, я и не мыслил себя в другой профессии и на другой работе, на агрофак пошел не задумываясь, — вспоминает Сергей Витальевич. — А как иначе? В семье уже было три агронома: отец, мать и старший брат Андрей. И все детство рядом с отцом — в «уазике» да по полям. Сызмальства все мы трудились на земле. Не было и такого широкого выбора учебных заведений, как сегодня, да и работа в сельском хозяйстве считалась престижной. Хотя была намного тяжелее, условия для производства совершенно иные.

Спустя два года после окончания института Сергей Витальевич стал главным агрономом. Говорит, тогда работать было особенно интересно: как раз наступило время самого подъема хозяйства, технического перевооружения производств. В колхозе появилась серьезная сельхозтехника, которая и сегодня на полном ходу, стали внедрять новые технологии в животноводстве, реконструировать фермы и комплексы. Кремко-младший впитывал отцовский опыт как губка, учился хозяйствованию на земле.

— Чувствовал огромную ответственность, горел желанием работать, — говорит Сергей Витальевич. — И в то же время боялся подвести не только себя — отца, коллектив. Опыта-то не было. Но и не было таких претензий, как сейчас у молодежи: дайте жилье, зарплату, а я подумаю, работать или нет. Такого и в мыслях не держал. Тогда справляться, быстро всему учиться и сегодня держать марку Кремко во многом помогала и помогает закалка строгим отцовским воспитанием. Он нас не баловал, приучал к дисциплине, которая была и в коллективе. И за это ему всегда буду благодарен. Теперь сам стараюсь ее поддерживать в хозяйстве, хотя сейчас это, наверное, дается труднее: и время, и люди уже не те.

Главным агрономом Сергей Кремко работал до 2001 года. Потом Виталий Ильич перевел всех главных специалистов в ранг заместителей, чтобы в его отсутствие любой из них мог заменить председателя и выполнять те же функциональные обязанности.

— К тому времени дело свое знал досконально, — вспоминает Сергей Витальевич. — Было у кого учиться: работал с Мечиславом Ивановичем Санько, Яном Яновичем Василевским. Не стеснялся задавать вопросы опытным производственникам, в том числе и отцу. Кстати, казалось в то время, что все уже знал, умел, понимал, созрел и готов руководить. Понял, что ошибался, когда стал заместителем председателя. Но поддержал отец. Он старался вложить в меня все, чем сам обладал: опыт, мудрость, знания, интерес к делу. Делился со мной самыми сокровенными мыслями, переживаниями за судьбу СПК и тем, каким он видит его будущее. А однажды сказал, что хочет, чтобы я руководил хозяйством. Я спросил: «А если не изберут?» Он ответил: «Изберут. Люди мне верят. И тебе будут верить».

Избрали  в 2007 году. А Кремко-старший стал у сына помощником и работал до 2009 года, пока не ушел из жизни. Он многое успел, в том числе превратить рядовой колхоз в одно из ведущих хозяйств республики. И со сменой своей не ошибся: СПК, получившее два года назад его имя, и сегодня под руководством Сергея Кремко из года в год только укрепляет позиции.

— Нам нет необходимости строить новые фермы — надо поддерживать технологический порядок, — говорит руководитель хозяйства. — Плотность скота достаточно высокая: 8 тысяч крупнорогатого скота, в том числе 2041 голова дойного стада. В этом году будет 30 тысяч голов свиней, когда введем в строй новые комплексы. Можно, конечно, строить комплексы и наращивать поголовье КРС, но тогда придется покупать корма: пока обеспечиваем себя сами. Отец многое сделал по переработке в 90-е годы. Построил молокозавод, который выпускал пакетированное молоко, сливочное масло, технический казеин. В 1996 году построили убойный цех, мясокомбинат. Но 4 года назад, посоветовавшись с отцом, пришли к выводу, что их надо закрывать: производство было нерентабельным. Более того, оно требовало переоснащения. А два года назад  мы вернулись к этой теме и реконструировали с техническим переоснащением убойный и колбасный цеха. Работать они начали в прошлом году. И сегодня мы производим как мясо, так и колбасные изделия в ассортименте. Результат не заставил себя ждать. За неполный 2011 год уже получили прибыль.

Свою продукцию СПК реализует в четырех фирменных магазинах, в том числе в Гродно. В планах — выход на столичный рынок. Хозяйство готово открыть фирменный магазин в Минске — вплоть до покупки помещения. А предложить минчанам есть что: свинину и говядину, полуфабрикаты, копчености. И все это — высокого качества, потому как производится с использованием новейших технологий по европейским стандартам.

Кстати, не только молочно-товарные фермы здесь не нуждаются в реконструкции. Все без исключения объекты — и производственные, и социальные — приведены в порядок.

— Восстановили здание бывшей конфетной фабрики, — говорит Сергей Витальевич. — Рассчитались с долгами и сделали на ее месте цех по переработке и заморозке овощей. Бывший цех кондитерских изделий превратился в кафе, столовую реконструировали, благоустроили территорию и теперь только поддерживаем порядок. Еще в 2011 году реконструировали 4 свинарника по откорму свиней на глубокой подстилке. Строим два новых на 2200 голов для откорма свиней. Максимально расширили основной свинокомплекс «Юбилейный», насколько позволяют экологические нормативные требования. Вынесли несколько откормочников в близлежащие деревни, где их обслуживает минимальное количество людей, и также модернизируем. Устанавливаем дополнительно два силоса польского производства для хранения зерна на три тысячи тонн. Технику покупаем. На месте не стоим.

Есть в СПК имени Кремко и сад площадью 250 гектаров, расширяют здесь посадки ягодных культур, построили плодоовощехранилищ на 7,5 тысячи тонн. Учитывая появление нового плодоовощного направления у хозяйства, Сергей Витальевич планирует создать полноценную систему сбыта продукции.

— Нам необходимо создать маркетинговую службу, — считает руководитель. — Если со сбытом продукции мясопереработки проблем нет — не успевают делать, то с реализацией овощной и плодовой, в том числе переработанной, есть трудности. Их надо решать, не откладывая в долгий ящик. Ведь переработку и создавал для того, чтобы разделить экономические риски: невыгодно продавать сырье, значит, отправляем его на переработку и продаем дороже готовый продукт.

На территории хозяйства 21 деревня, где проживают около трех тысяч человек. Занято в производстве 900, включая работников фирменных магазинов в Гродно. Коллектив хороший, состоящий из опытных специалистов. Но, как говорит Сергей Витальевич, время и технологии требуют профессионального развития: уже мало, к примеру, просто знать компьютер на пользовательском уровне, необходимо уметь применять его в производстве. Вот такого уровня специалистов и не хватает.

— На всех производственных участках работают ремонтные мастерские, есть ангары для хранения техники, — говорит руководитель. — Установили оборудование для бортирования колес, диагностики транспорта, развала-схождения для легкового транспорта, чтоб не гонять никуда технику в ремонт, а делать все у себя самостоятельно. Но купить и установить оборудование, как и саму технику, — мало. Нужно обладать знаниями и компьютерных программ, и технического английского языка. А пока приходится прибегать к сторонним консультациям, которые стоят немалых денег.

Кстати, несмотря на пробелы, о которых говорит руководитель, в СПК работают еще те Кулибины! Он же сам и раскрыл таланты, решив по возможности создавать свое оборудование для ремонта техники. К примеру, было в хозяйстве четыре станка для обработки копыт животных. Один из них — фирмы «Вестфалия». Когда их стало недостаточно, Кремко поставил задачу сделать еще два — своими силами. На это у местных мастеров ушло всего два месяца. А можно ведь и покупать бездумно, если есть деньги. Но Сергей Витальевич взял за правило: все, что возможно, делать хозяйственным способом.

— Когда расширили производство овощей, у меня созрела идея сортировать их прямо в поле, чтобы потом закладывать на хранение, — говорит Кремко. — Узнал цену голландской сортировочной линии — 250 тысяч евро. Подумал, дорого — надо попробовать сделать самим. Сделали, и обошлась она хозяйству в 100 миллионов рублей. Фактически за три месяца собрали. Вот так надо экономить деньги. Они любят счет, и всегда должны быть в запасе. Кстати, кредитами не пользуемся.  Отец не брал в долг и мне наказывал не брать.

Наталья Еремич, "БН"

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter