Сынок, получи премию!

Разговаривая со мной, одна образованная мама заявила: “Нет, деньги детям не нужны. Они только портят детей!” Существует иная категория родителей. Они деньгами оплачивают многие усилия ребенка, полагая, что так приучают его ценить их и добывать трудом. Да, все имеет цену, но есть и бескорыстные поступки и действия. Мы многое делаем для близких, а они для нас, не рассчитывая на оплату. До сих пор родители задают вопросы: “Если давать детям деньги, то с какого возраста?”, “Контролировать ли их расходы?”, “Какие суммы давать?”, “Надо ли поощрять усилия ребенка зарабатывать?”

Психологи считают, что да, деньги надо давать. Сколько? Это решают родители вместе с ребенком. Возраст не имеет значения. Если ребенок умеет считать, достаточно самостоятелен, проявляет интерес к какой-то полезной деятельности — значит, ему надо иметь небольшие суммы и ими распоряжаться. Надо не контролировать ребенка, а интересоваться, как деньги потрачены. Поощрять, если очевидна польза, налицо расчетливость, а не легкомыслие. Можно поощрять нерасточительность ребенка “премиальными”. Хорошо давать деньги на определенный срок, например, на неделю. Это приучает думать и распределять выделенную сумму.
Ребенка надо брать с собой за покупками: пусть видит, как выбирается вещь, делается покупка, сколько стоит, возможны ли варианты; ребенок наблюдает за поведением продавца и покупателей и приобретает собственный опыт.
Ученые пришли к выводу, что способность молодых людей к управлению своими финансами зависит от того, имели ли они подобный опыт в детском возрасте.
У меня перед глазами образ одной семьи, где деньгами распоряжалась только мама, а папина задача была их добывать. Поэтому и он, и дочери всегда вынуждены были просить деньги у мамы на любые расходы: девочки — на дискотеку, косметику, мороженое; муж — на проездные билеты, сигареты, мелкие покупки. Возможно, владение деньгами добавляло маме-жене вес в собственных глазах, делало близких зависимыми от нее. Но когда старшая дочь начала получать стипендию, да еще и подрабатывать, оказалось, что деньги считать она совершенно не умеет, они мгновенно уходили “неизвестно куда”. Мама раздражалась на очередную просьбу дочери дать денег, а я про себя думала: “Вот и откликнулось упущенное в детстве”.
Если родители дают деньги нерегулярно и не оговаривают сумму, на которую ребенок может рассчитывать, то ребенок приучается клянчить.
Выклянчивая у отца или матери различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок не учится планировать расходы, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения своего добродетеля.
К деньгам у нас отношение самое противоречивое, но если они — важная часть нашей жизни, залог материального и социального благополучия, то к обращению с ними нужно готовить так же серьезно и правильно, как ко всему, без чего наша жизнь немыслима. И это тоже миссия родителей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter