Олег Севостьяник: Нужно отбросить все наносное, убрать подальше негативные эмоции, радоваться жизни и ценить ее каждый миг

Сын за отца отвечает

ЖИЗНЬ — зебра. То полоса черная, то полоса белая. Декабрь 2015-го. Причудливой сюжетной линией вплелись в судьбу отца и сына Севостьяников события со знаком плюс и минус. Сын, 35-летний Виталий, на сцене уютного зала Prime Hall принимал заслуженную награду: в рамках ежегодной церемонии «Звездный мяч» гродненец стал победителем в номинации «Лучший арбитр». Отец, 59-летний Олег Иванович, мастер спорта СССР по футболу, в 70—80-е цементировавший оборону гродненского «Немана», а ныне один из лучших детских тренеров региона, с острым сердечным приступом угодил в кардиоцентр, а потом на операционный стол...

— Коронарное шунтирование, Олег Иванович?

— Оно самое. Прошел по ниточке над пропастью. Но выкарабкался. Можно сказать, в рубашке родился... Ночью оторвалось два тромба, «скорая» примчала в кардиоцентр. Сразу повезли на операцию. Обошлось! Ну и то, что Виталика признали лучшим в стране, подействовало как бальзам на раны. Так что живу, дышу, надеюсь...

— Как поздравили сына?

— Да, в принципе, обычными словами: рад признанию, надеюсь, что эта награда далеко не последняя. Как-то так. Стихов Пушкина и Бродского не читал.

— Хотя, уверен, могли бы. Вопрос к обоим. Заметил давно: вы оба говорите четко, грамотно, логично, хотя филфаков и журфаков, по моим оперативным данным, не заканчивали... 

Виталий:  — Как там говорится? Яблоко от яблони... Спасибо родителям. И папа, и мама, музыкальный работник в детском саду, с самого раннего детства пытались заложить во мне, как говорится, доброе и вечное.

Олег Иванович:  — И спортом занимался, и в учебе был далеко не последним. Да что там не последним! Школу окончил с золотой медалью. Затем — университет, где учился очно на факультете экономики и управления. 

— Олег Иванович, помимо непосредственно родительского воспитания, вы десять лет лично тренировали Виталия. Не надоел?

— Еще как! До сих пор в печенках сидит! Ну а если серьезно, надеялся, что пойдет по моим стопам и станет профессиональным футболистом.

— Задатки были?

О.И.:  — Приличные. Здорово смотрелся в серединке, прекрасно видел поле и читал игру. Забегая чуть вперед, скажу, что это видение поля и помогло ему, по большому счету, вырасти в классного арбитра. А вот скоростенки не хватало.

В.:  — Зато я никогда не стремился стать футболистом. Честно! Играл, потому что нравилось. Лет в 17 окончательно понял, что профессиональный футбол не для меня. 

— Вопрос Олегу Ивановичу. Самый неудобный нападающий, против которого вам доводилось играть?

 — Олег Блохин. В 1981-м встречались в поединке за Кубок СССР. Ужгород, 20 февраля. Поле подмерзшее, кое-где лежит корка льда. У киевлян выходит основа — Буряк, Бессонов, Блохин, Колотов, Веремеев, Коньков, Демьяненко... Блохину — 27, как говорится, в самом соку. Мастер! Форварда сборной Советского Союза я опекаю персонально. Динамовцы попытались задавить нас уже в дебюте. Взвинтили скорости. Но и мы не лыком шиты, «физуха» у «Химика» всегда была на высоте. Вижу, Блохин сопит от злости и заводится с полуоборота. Наконец, идет в жесткий стык. Прямой ногой! Я тоже не «попрыгунчик», ногу ставлю твердо. Короче, встретились так, что заискрило. Синхронно рухнули на газон. И Блохин, лежа сверху на мне, злобно шипит: «Слышь, колхозник, ты хоть знаешь, против кого играешь?..» 


— А как развивались события дальше?

— После трех-четырех подобных контактов, когда я встречал своего именитого тезку жестко, хоть и в пределах правил, тот откровенно приуныл. Слышу, подзывает своего капитана Веремеева: «Володь, я это... поменяюсь флангами, лады? А то совсем уже этот гродненский бандит достал...» Поменялся.

— С противоположного фланга Блохин и забил. Шла 90-я минута.

— Все верно. Чуть-чуть недотерпели. Блохин пробил ударом в упор с близкого расстояния Балуху и орал на радостях, как Тарзан. Что ж, 0:1 — с чемпионом страны для скромного клуба второй лиги тоже неплохо.

— Виталий, вам льстит признание лучшим арбитром страны?

— Что скрывать, приятно. Хотя отмечу, что в прошлом сезоне было немало арбитров, не менее достойных данного признания.

— Проблемы со здоровьем, Олег Иванович, стали серьезным испытанием либо относитесь к этому по-житейски философски?..

— Конечно, многое переосмыслил за время болезни. Вывод? Нужно отбросить все наносное, убрать подальше негативные эмоции: радоваться жизни и ценить ее каждый миг.

— Виталий, медицинский фактор не чужд и вам.

— Из-за проблем с позвоночником упустил момент, когда можно было громко заявить о себе на международной арене. Отсудил товарищеский поединок в Киеве между сборными Украины и Чили, провел несколько встреч квалификационного раунда Лиги Европы. Вроде бы получалось неплохо. И тут — словно гром с ясного неба — такая острая боль, что не просто бегать, ходить не мог. Поначалу никак не могли поставить точный диагноз. Медики предполагали, что повреждена задняя мышца бедра.

— А в итоге?..

— Межпозвоночная грыжа. 7 миллиметров. Пришлось пропустить полтора сезона. Потом — рецидив. Но, слава Богу, выкарабкался. 

— Кто вам помог в профессиональном становлении?

— Франц Летяго, Вадим Жук, Юрий Савицкий, Олег Чикун, Николай Левников, Сергей Сафарьян, Андрей Жуков. Белорусским судейским традициям не один год. Вернее, не один десяток лет. И я с удовлетворением отмечу, что нынешнее поколение старается держать планку, заданную предшественниками. 

— Кстати, вторгаетесь ли вы в профессиональную сферу деятельности друг друга? Если — да, то до каких пределов?

В.:  — Отец меня только хвалит, как бы я ни отсудил. Поэтому вначале я всегда звоню ему. А вот мама постоянно корит меня за излишнее количество карточек. Говорит, что к людям надо быть мягче. 

— Сколько детишек прошло через ваши руки с 1988 года? 

— Ой, почти тридцать лет в ДЮСШ. При всем желании не сосчитаю. Да и счет идет уже не на сотни — на тысячи! Часто вспоминаю ребят, их лица, привычки, особенности техники. Считаю важным такой факт: со временем работа не приелась, каждое утро встаю с настроением — и бегом в школу! 

— Олег Иванович, какой выпуск был самым талантливым?

— В 1997-м школу окончили ребята восьмидесятого года рождения. Многие из них в особом представлении не нуждаются. Например, Дима Ровнейко, который 17 сезонов играл на высшем уровне, провел под 300 матчей в высшей лиге, выступал за национальную сборную. Виталик Таращик, Дима Доля... Доля — вообще уникум, человек с математическим складом ума. Разносторонний: побеждал в юношеском чемпионате СССР... по шашкам! Сейчас он реализует себя на судейском поприще. И, кстати, достаточно быстро прогрессирует.

— На какой самый сложный вопрос журналистов вам приходилось отвечать? 

В.: — Лично мне вообще не приходилось.

— ???

— Я ведь даю первое интервью в своей жизни.

О.И.: — У меня как-то спросили, почему столь короткий временной отрезок я возглавлял гродненский «Неман». Сложно было ответить. Да и назначение было неожиданным. 1997 год, работал себе в ДЮСШ детским тренером. Вдруг вызывает тогдашний губернатор Александр Иосифович Дубко. И сразу же, без прелюдий, ошарашивает конкретным вопросом: «Ну что, Севостьяник, готов принять команду?» Уговорили... Но через каких-то полгода пришлось подать в отставку. Почему? Теперь тщательно все проанализировал и с высоты прожитых лет готов ответить. Пожалуй, нужно было пару-тройку лет поработать вторым тренером. Поднабраться необходимого опыта, все-таки специфика детского и взрослого футбола совершенно разная. 

— Но, помнится, вы же работали помощником у Александра Башмакова.

О.И.:  — Да, работал. Однако это был разовый опыт. В 1996 году готовили юношескую сборную Беларуси к чемпионату Европы. Тот должен был состояться в Югославии, но из-за вооруженного конфликта на Балканах континентальное первенство в последний момент перенесли в Москву. 

— Как стать счастливым и удачливым? Есть ли готовый рецепт?..

О.И.:  — Он незамысловат. Любить дело жизни, которому отдал десятки лет плюс...

В.:  — ...плюс ежедневно что-то предпринимать, чтобы расти в своей профессиональной сфере.

kozyrunited7@mail.ru

Фото автора и из личного архива Олега и Виталия СЕВОСТЬЯНИКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter