Сын Каддафи обещает удивить мир новыми сюрпризами

Закон о всеобщей амнистии в Ливии может положить начало реставрации старых порядков
В Ливии освобожден из-под стражи Сейф аль-Ислам Каддафи. Старший сын от второго брака бывшего лидера Муаммара Каддафи вышел из тюрьмы города Зинтан в соответствии с законом о всеобщей амнистии. Он уже перебрался к родственникам в Байду на территорию Киренаики, находящуюся под контролем командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара и «восточного» правительства в Тобруке. Если Сейф аль-Ислам включится в политическую борьбу, то играть он будет наверняка на одном политическом поле вместе с Хафтаром. 



Недавний высокопоставленный заключенный был арестован бойцами зинтанской группировки после гибели своего отца в ноябре 2011 года при попытке покинуть страну через границу с Нигером. В июле 2015-го апелляционный суд в Триполи признал Сейф аль-Ислама виновным «в совершении военных преступлений при подавлении мирных протестов революционеров» и приговорил его к смертной казни. Однако расстрелять сына Каддафи не удалось. Лояльная Хафтару зинтанская группировка наотрез отказалась выдавать Сейф аль-Ислама властям в Триполи, объясняя свое нежелание тем, что выносившие приговор судьи полностью контролируются несколькими племенными вождями. Ничего не получилось и с передачей возможного преемника Муаммара Каддафи в Международный уголовный суд в Гааге.

Таким образом, Сейф аль-Ислам избежал печальной судьбы своего отца и брата Муатасема, растерзанных повстанцами, брата Хамиса, погибшего под бомбами, и брата Саади, о котором ничего не известно после того, как в 2014 году его, бежавшего в Нигер, выдали новым ливийским властям. Другим членам семьи Каддафи – его супруге с сыновьями Ганнибалом и Мухаммедом, дочери Аише – повезло больше. Им удалось найти убежище в Алжире.

По мнению многих наблюдателей, освобождение Сейфа аль-Ислама «добавит огня в пылающий ливийский костер». Во всяком случае, по словам одного из родственников Каддафи Ахмеда Мухареба, «теперь мир ждут большие сюрпризы». Можно только догадываться, какими они могут быть. Нельзя исключить того, что станут известны, например, новые подробности финансирования Каддафи президентской кампании Николя Саркози в 2007 году или другие закулисные сделки западных политиков с бывшим ливийским режимом.

Выход Сейфа аль-Ислама из тюрьмы воспринят ливийцами по-разному. Одни, главным образом свергавшие режим Каддафи «революционеры» и их сторонники, возмущены и шокированы, полагая, что принятый закон об амнистии позволит выйти на свободу и участвовать в политической жизни многим бывшим функционерам режима Каддафи, что положит начало реставрации старых порядков в Ливии. Другие не скрывают своей радости и даже связывают надежды на восстановление законности и порядка в стране с именем сына Каддафи, который может стать союзником Хафтара. Пока еще трудно со всей определенностью сказать, существует ли связь между освобождением Сейфа аль-Ислама и усилиями «восточного» блока вместе с Хафтаром. Но такую возможность исключать нельзя. Сейф аль-Ислам вышел из тюрьмы менее чем через месяц после того, как Палата представителей (парламент) в Тобруке приняла закон о всеобщей амнистии.

Вполне возможно, что принимавшие закон об амнистии депутаты исходили из печального иракского опыта. В Ливии, как и в Ираке, осталось немало людей, в свое время встроенных в систему власти. Выброшенные из политической, да и из экономической жизни многие члены партии Баас, военные, чиновники в Ираке стали фундаментом или просто «строительным материалом» для «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещены в РФ). В этом плане закон об амнистии нужно рассматривать в качестве шага к национальному примирению. 

Сейф аль-Ислам может вполне объединить не только тех сторонников бывшего режима Каддафи, которые по тем или иным причинам не доверяют Хафтару, но и огромное количество простых ливийцев, которые сегодня испытывают ностальгию по благополучной и безопасной жизни. Имя сына Каддафи для них остается авторитетным, пользующимся доверием. Для этого он может использовать политическую организацию «Фронт национальной борьбы». Однако на сегодняшний день не стоит рассматривать Сейфа аль-Ислама в качестве политической фигуры, равнозначной Хафтару. Да и сам главком ЛНА скорее всего не потерпит появления рядом с собой кого-то, представляющего серьезного конкурента. Если Сейф аль-Ислам и включится в политическую борьбу, то играть он будет наверняка на одном политическом поле вместе с Хафтаром и поначалу в качестве его «младшего» союзника. Впрочем, учитывая возраст Хафтара, 44-летний сын Каддафи может со временем стать знаменем борьбы против исламистов.

В принципе не существует каких-либо серьезных препятствий для объединения Хафтара и Сейфа аль-Ислама. Обида, которую может держать главком ЛНА на Муаммара Каддафи из-за того, что тот отрекся от своего командующего экспедиционным корпусом в Чаде, вряд ли перешла по наследству на Сейфа аль-Ислама. В свою очередь, на руках Хафтара нет крови ни родственников Сейфа аль-Ислама, ни сторонников режима, что могло бы генерировать месть.

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

«Независимая газета»


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter