Источник: Знамя юности
Знамя юности

Семилетняя Ксения Шевчук стала самой юной участницей фестиваля "Звiняць цымбалы i гармонiк"

Сыграй нам, Ксюша, на окарине

В субботу на открытии джазовых вечеров в Минске публика аплодировала семилетней пианистке Софии Курлович из Солигорска. А в это же время в Поставах, на ХХ Международном фестивале народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк», зрители не скрывали восторга от игры Ксении Шевчук из Молодечненского района – самой юной участницы ансамбля «Лебедзеўскiя выкрутасы».


Ксюше тоже всего семь, но она отлично играет на дудке и окарине и уже приехала на фестиваль в качестве лауреата нескольких конкурсов. «На каком из народных инструментов сложнее играть?» – не могла не поинтересоваться у молодой звездочки корреспондент «Знаменки».
КСТАТИ
В прошлом году Ксения получила диплом III степени на Открытом региональном конкурсе «Таланты юных сердец», который проходил в Смолевичах. А 2017-й начался для исполнительницы со второго места на областном конкурсе памяти И. Янковского в Столбцах.

Ребят из «Лебедзеўскiх выкрутасаў» сложно не заметить – самобытные льняные костюмы, а в руках дудки, скрипки, цимбалы и целый арсенал ударно-шумовых инструментов. В репертуаре коллектива – обработки белорусских песен и танцев, а также авторские произведения белорусских композиторов. А визитная карточка ансамбля – игра на окарине. Тут, кстати, очень любопытная история. Когда-то этот инструмент привезли к нам из Италии, и освоили его изготовление лишь мастера в Слониме, Ивенце и Лебедеве. На поставской сцене коллектив исполнял произведение Игоря Мангушева «Шляхам вiкiнгаў» и белорусскую народную песню «Ой, за рэчкай, за ракой». Самую маленькую артистку Ксюшу, которая в центре коллектива выводила мелодичные трели на дудке, было сложно не заметить. Это кажется невероятным, но девочка начала заниматься музыкой лишь год назад, а сейчас с интонацией профессионала терпеливо раскладывает мне по полочкам, чем отличается игра на дудке и окарине:

– На окарине сложнее играть, пальцы по-другому нужно ставить. И звук не такой получается: окарина глуше звучит, зато дудка дольше.

На занятия народной музыкой Ксюшу привели родители, которые отдали ее сразу и в общеобра­зовательную школу, и в музыкальную.Старшая сестра Яна, которой десять лет, тоже увлечена музыкой – играет на пианино. Музицирует время от времени на виолончели и мама. В такой семье появление еще одного таланта – закономерность. Правда, Ксюша признается, что немножко сомневалась – осваивать дудку или гитару. Разрешил ситуацию... телевизор: смотрела конкурс, понравилось, как играли на дудке музыканты капеллы Игоря Мангушева.

Как в репертуаре появилась окарина? Руководитель ансамбля «Лебедзеўскiя выкрутасы» Сергей Ярук сам не раз побеждал на всевозможных музыкальных площадках, выступал в популярных телепроектах и даже занимался музыкальным озвучиванием документальных фильмов. Поэтому, когда к нему в руки попала талантливая ученица, охотно стал обучать ее игре на любимых инструментах:

– Я сам когда-то учился на дудке и окарине в университете культуры у Александра Крамко и Владимира Грома, которых часто вспоминают на фестивалях народной музыки. А после магистратуры попал по распределению в Лебедево, восемь лет уже преподаю здесь эти инструменты. Ксюша из многодетной семьи, и это тот случай, когда родители заинтересованы, чтобы их дети получали образование. Она хорошо учится не только в музыкальной школе, но и в обычной – после первого класса сразу перешла в третий.

Да, звучит впечатляюще, но что нравится играть самой Ксюше?

– «Паданне» Игоря Мангушева, «Паланэз», «Варыяцыi ў класiчным стылi», – перечисляет девочка, которая, как выяснилось, с удовольствием не только разучивает и играет народные мелодии, но и слушает их в свободное от занятий время.

Есть вопрос

Вступительная кампания 
в 5-й класс гимназий завершилась. В Минске, например, конкурс составил два человека на место, при этом проходной балл достиг 58 из 60 возможных. 

Пока родители радуются за своих школяров и медленно выдыхают – страсти кипели нешуточные, мы спросили у самих детей, а знают ли они, что такое гимназия?


Алиса Цивинская, 8 лет:
– Гимназия – это учреждение образования, где программа сложнее, чем в школе. В гимназию берут только тех учеников, которые хорошо учились в обычной школе. После гимназии вырастают умники, но и после школы умники тоже возможны. Поэтому, если возникнет спор, что лучше: школа или гимназия, он будет бессмыслен.



Родион Денисенко, 7 лет:
– Гимназия – это очень классно! Здесь английский с первого класса, очень хорошие учителя. Заданий, конечно, задают много и много спрашивают. Когда я буду в четвертом классе, стану готовиться к экзаменам, как и мой брат Вася. У него были специальные сборники, где такие же задания, как могут попасть на экзамене. Я все перерешаю и, думаю, тоже поступлю.

Андрей Шумский, 7 лет:
– Это место, где получают серьезные знания, там повыше и посложнее уровень. Это почти что школа. Чтобы там учиться, надо после 4-го класса сдать экзамены. Гимназии бывают разные: экологические, хореографические… В хореографическую, например, надо сдавать танец. После 10-го класса гимназии можно поступать в колледж. В гимназии ты двигаешься к новым знаниям.



Аня Пореченкова, 5 лет:
– В гимназии надо обязательно уметь петь гимн. Если ты слов не выучил, тебя сюда не запишут и ты тогда пойдешь в школу возле дома. Я, например, знаю много песен: «Колесики-колесики», «До свиданья, детский сад», еще моя любимая «О боже, какой мужчина!». А вот про гимн ничего не могу вспомнить.

Даша Андреева, 8 лет:

– Чтобы дети были умными и получали знания, родители отдают их в гимназию. Бабушка говорит, что в будущем это пригодится. Гимназия вроде сильнее.




Лиза Кундас, 9 лет:
– Гимназия – это школа для очень умных школьников, где они станут еще умнее.






Наталья БУТЬКО, «ЗН»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter