Сыграть свою судьбу

Это было первое в истории великой страны и, как вскоре выяснится, последнее заседание ЦК КПСС «по театру». И не какому-нибудь широко известному столичному, а республиканскому. Генсек Черненко (уже повелось) болел, заседание вел Горбачев.
Прибывшие из Минска артисты и опекающие их околотеатральные деятели явно робели перед столь высоким начальством. Но когда слово взяла лауреат Государственной премии, народная артистка Беларуси Лилия Давидович, все сразу стало на свои места. Она говорила о наболевшем: современной драматургии, в которой мало жизненных коллизий и ярких характеров, своих коллегах-актерах, чей творческий потенциал плохо используется, засилье режиссеров: «Режиссер, даже бездарный, в театре царь и Бог…». Только зря она старалась. Опубликованное вскоре постановление ЦК КПСС о работе Белорусского академического театра имени Янки Купалы всемерно одобряло его деятельность и рекомендовало достижения театра шире использовать в прочих творческих коллективах. Когда по возвращении в Минск я спросил Лилию Михайловну, довольна ли она таким результатом, та, иронично усмехнувшись, вдруг резко ответила: «Зато я сказала им все, что тут наболело!» И указала на сердце. Есть хорошие, профессиональные актрисы, а есть неотразимые, яркие – такую однажды увидишь и запомнишь уже на всю жизнь. Они не просто играют роль, характер, они играют судьбу. Твою, мою, но прежде всего свою судьбу. Они внутренне всей душой чувствуют эту судьбу, не подозревая, что им надо не просто с блеском сыграть ее, а прожить. Прожить до конца. К таким редким и потому потрясающим актрисам и относилась Лилия Давидович. Я помню еще ее Соню в спектакле по пьесе Андрея Макаенка «Лявониха на орбите» и Валю в пьесе Константина Симонова «Русские люди», трепетную Мэри по знаменитой тогда повести Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» и мудрую мать в другой повести этого же автора «Закон вечности». Я был, пожалуй, единственным в республике, который написал отрицательную рецензию на спектакль «Идиллия» по Дунину-Марцинкевичу. А о том, что маленькая роль Урсулы, которую сыграла Лилия Давидович, была выше всякой похвалы, промолчал. И она, встречая меня, сердилась: «Ну как ты мог не заметить, не понять такого спектакля! Нет, я не верю, что ты не нашел в нем ничего интересного…». И мне кажется, ругая меня, она менее всего в этот миг думала о своей роли. Она думала о спектакле в целом, о молодом режиссере, артистах, занятых в нем. Интересы которых она всегда защищала. Не зря ее звали в театре «мама», то есть человеком, с которым можно поговорить по душам, который всегда поймет, защитит. Возвращаясь к ролям, сыгранным Лилией Давидович, я хочу остановиться особенно на одной. Когда-нибудь театроведы еще изучат тот грандиозный и далеко не легкий путь, который прошла Давидович вместе со своей удивительной героиней Ганной из романа Ивана Мележа «Люди на болоте». Сначала был спектакль, поставленный Борисом Эриным, который шел на подмостках Театра Янки Купалы не одно десятилетие. Потом телевизионная постановка Александра Гутковича. И снова в роли Ганны — Лилия Давидович. Будет и радиоспектакль, и голос актрисы с таким запоминающимся тембром каждый вечер будут слушать в самых отдаленных уголках нашей страны. Потом будет еще фильм Виктора Турова «Люди на болоте». Народная артистка Беларуси Давидович уже не могла играть молодую полешучку Ганну. Она в этом фильме играет Глушачиху. Но меня во время съемок восхищало, как щедро, искренне она рассказывала молодой московской актрисе Лене Борзовой, какой в самом деле должна быть ее Ганна, по сути, олицетворяющая всех белорусских женщин. Лилия Давидович с блеском сыграла многих своих современниц. Но талант актера познается, прежде всего, на классике. Это тот оселок, на котором во всей полноте проявляется и еще более оттачивается его мастерство. Можно спорить, но, мне кажется, здесь у народной артистки Беларуси Лилии Давидович не было равных. Не об этом ли говорят ее роли, сыгранные в пьесах Шекспира, Мольера, Достоевского, Островского, Чехова, Горького, Ибсена…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter