Российский квартет покорил витебскую публику

Сыграть на струнах души

ЦЕНИТЕЛЕЙ классики собрал в Витебске Международный фестиваль имени Ивана Соллертинского. Культурный форум, популяризирующий академическую музыку, традиционно знакомит зрителей с новыми яркими исполнителями. 31-й по счету фестиваль не стал исключением. Его открыл российский струнный квартет «Академия камерной музыки». Этот коллектив с успехом выступает на самых престижных концертных площадках мира, среди которых лондонский Уигмор-холл и Берлинская филармония. Перед белорусской публикой «академики», ведущие свою историю с 2012 года, сыграли впервые.


Кстати, руководитель ан­самбля Игорь Бобович, играющий на виолончели, родился в белорусском городе Щучин в 1976 году, но с тех пор на родине побывал лишь однажды:

— С отцом, военным, из Беларуси мы уехали, когда мне было 4 года. Я окончил Московскую консерваторию. В 2007-м довелось побывать в Минске, где проводил Дни немецкой музыки.

Скрипачи Андрей Сигеда и Иван Субботкин музыкальное образование также получили в Москве. Альтист Наил Бакиев родился в Киргизии, учился в музыкальном колледже в Новосибирске. Большинство «академиков» познакомились между собой во время учебы. Но по-настоящему их связала музыка. Если точнее — MusicAeterna, оркестр, созданный Теодором Курентзисом, считающийся эталоном в области аутентичного исполнительства. Чтобы исполнять музыку «исторически информировано», говорит Игорь Бобович, необходимо перечитать массу трудов, которые оставили после себя многие композиторы, творившие несколько сотен лет назад:

К примеру, партитуры Моцарта (в Витебске музыканты играли его «Диссонанс». — Прим. авт.) или Брамса — всегда загадка. Порой там, как в джунглях, надо разбираться, что к чему. А вот Шостаковича мы на лету схватываем! В его музыке для людей, выросших в Советском Союзе, не надо ничего объяснять.


Дмитрий Шостакович на фестивале звучит постоянно. С Иваном Соллертинским, родившимся в Витебске, а затем ставшим художественным руководителем Ленинградской филармонии, они были очень дружны. И то, что «Академия камерной музыки» исполнила на фестивале квартет № 10 Шостаковича, по словам Ивана Субботкина, не случайность:

— Когда я был моложе, носил длинные волосы, бороду и играл на бас-гитаре в рок-группе. Это к вопросу, что у скрипача, играющего классическую музыку, могут быть вполне современные увлечения (смеется). Мне всегда нравилась металл-группа Dream Theater. Когда меня спрашивают, что они играют, я отвечаю: представьте, что ребята взяли музыку Шостаковича и исполнили ее в стиле тяжелого рока. А если серьезно, воспитание и менталитет исполнителя играют огромную роль. Нам как-то говорили, что немецкую музыку мы играем здорово, но очень по-русски. Суть этого замечания поняли, когда стали общаться с музыкантами из разных стран. У меня есть знакомый флейтист из Германии. Он рассказывал, что во время исполнения музыки немецких композиторов испытывает благоговейный трепет! Я их тоже люблю и уважаю, но таких эмоций не испытываю. Зато, например, с Чайковским, Рахманиновым, Шостаковичем все по-другому. До мурашек пробирают!

Еще в Витебске музыкантам очень хотелось побольше узнать о творивших в городе художниках — Шагале и Малевиче. Однако все свободное время пришлось посвятить репетициям. Хотя, признается Игорь Бобович, это хороший повод, чтобы еще раз приехать в Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter