Струнная дорога может появиться в Беларуси

Сыграть на небесных струнах

Если изобретение опережает время, то и автор его должен быть «не от мира сего». Такое правило. Потому что практичный человек, даже если его посетит экзотическая идея, всерьез развивать ее не станет и займется чем-нибудь выполнимым. А что скажешь, например, об изобретателе межпланетного транспортного средства — огромного колеса, которое, по замыслу, опояшет Землю по экватору и позволит гораздо дешевле, чем с помощью ракет, выводить в космос немыслимое количество грузов? В лучшем случае построить такое человечество сможет лишь через пару сотен лет. Тогда зачем он сегодня тратит время на проработку технических решений? 



Обычно такие изобретатели не очень-то забивают голову мыслями о коммерциализации своих идей, в том числе выполнимых. Они, «ботаники» по натуре, попросту не умеют этим заниматься. Но есть исключения из правила. С таким «исключением» — белорусским ученым Анатолием Юницким — я познакомился давно и был не первым и не последним журналистом, который рассказал о его изобретениях. Надо отдать должное Анатолию Эдуардовичу, он, хотя вроде бы и «летает в облаках», человек на самом деле целеустремленный, когда дело касается реализации замысла, умеет пропагандировать свои проекты. Речь при этом идет, конечно, не о его «космическом колесе» — идее слишком авангардной для нашего времени, а о другом его детище — струнной транспортной системе. При всей ее революционности, она опирается на современные технологии и может быть построена хоть сейчас.

В отличие от канатной дороги, которую новая транспортная система напоминает, пакет предварительно напряженных тросов у Юницкого находится внутри полого рельса, заполненного сверхпрочным бетоном или композитным материалом. Это и есть струна, и таких струн две. Подвешиваются они на опорах высоко над землей. Расчеты и натурные испытания прототипов показали, что прогиб струн за счет их жесткости и очень сильного натяжения минимален, и это позволит юнибусу — так по фамилии автора назвали новый транспорт — катиться на колесах со скоростью 350—500 километров в час при ничтожно малом потреблении электроэнергии. Экипажи не будут загрязнять воздух, они практически бесшумны, безопасны, а сама транспортная система, не требующая большого отвода земли, обойдется в разы дешевле, чем автомобильные или железнодорожные пути. 


Анатолий Юницкий

С того момента, когда наша газета опубликовала мой материал о проекте, прошло почти 20 лет. К этой теме я не возвращался и лишь однажды услышал новость о том, что российский изобретатель Юницкий испытывает струнную транспортную систему. Подумалось: вот молодец, добился-таки своего. Но дальше – опять тишина. Поэтому, когда Республиканская научно-техническая библиотека пригласила на презентацию книги Анатолия Боровского «Юницкого  небесные дороги», охотно пошел на встречу, рассчитывая узнать, чем же все-таки дело закончилось.

Сразу скажу, что не закончилось. По причине отсутствия средств. Ни государственные структуры, которым лишняя головная боль была ни к чему, ни банки и олигархи, не привыкшие рисковать деньгами, поддержать проект не спешили. Единственное закрутившееся было дело, когда на средства, выделенные губернатором Красноярского края Александром Лебедем, была построена экспериментальная линия струнного транспорта, заглохло сразу же после трагической гибели генерала. И тогда изобретатель решил, что в поисках средств нужно «идти в люди».

«Впервые начата масштабная капитализация струнных технологий методом народного кредитования, — пишет Юницкий. — Для этого интеллектуальная собственность и ноу-хау, созданные за предшествующие 36 лет, «упакованы» надлежащим образом и вынесены в британскую юрисдикцию. Они оценены как имущество независимыми оценщиками, имеющими международные лицензии, и внесены в компанию Euroasian Rail Skyway Systems Ltd. Поэтому собственником этих сотен ноу-хау и прав на них в настоящее время является не автор, а эта британская компания, одним из соучредителей которой закономерно является и сам автор RSW-технологий. Нам необходимо убедить всего лишь 1 миллион инвесторов вложить в сертификацию технологии по 10 тысяч российских рублей. И тогда мы с инвесторами, ставшими акционерами и совладельцами технологии, выйдем на мировой рынок с принципиально новым транспортным продуктом».

На родине МММ, привыкшей к «кидалову», «распилам» и «откатам», нашлось немало людей, кто решил, что вся эта затея — финансовая пирамида. Но многих идея захватила. И не только в России. Поэтому сегодня благодаря притоку средств проект ожил и переместился в Беларусь, где уже создан проектный институт ЗАО «Струнные дороги», выделяется земельный участок для строительства «ЭкоТехноПарка SkyWay». На этой площадке будут тестироваться, сертифицироваться и демонстрироваться покупателям грузовые, междугородние и городские юнибусы, транспортные системы. 

По расчетам, в результате реализации проекта прямые инвестиции на строительство технопарка и на международную сертификацию транспорта составят 5 миллионов долларов в год. На деньги акционеров будет создано ориентированное на экспорт производство эстакадных транспортных систем и подвижного состава. Предполагается, что уже через пару лет предприятие будет готово продавать свою первую продукцию — сертифицированные технологические решения, которые позволят производителям разных стран развивать струнные транспортные сети самостоятельно. Таким образом, «Струнные дороги» будут продвигать не только проект. Они будут продвигать страну.

pat_50@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter