Сыграть на дереве дождя

В арсенале уникальной группы "Троица" - более двухсот инструментов

В арсенале уникальной группы "Троица" - более двухсот инструментов


Во главе сцены всегда он, Иван Кирчук - в изукрашенной шапочке, с гуслями на коленях или окариной в руках, окладистой бородой и мощным басом напоминающий древнего шамана, слева, во главе пирамиды барабанов - Юрий Павловский, справа - Юрий Дмитриев с неизменной гитарой. Многоголосое, аранжированное во все возможные инструментальные цвета древнее белорусское пение звучит сегодня в исполнении этно-трио "Троица" по всему миру - от Малайзии до Португалии.


С солистом и лидером "Троицы" Иваном Кирчуком и барабанщиком Юрием Павловским беседует обозреватель "СОЮЗа".


- Иван Иванович, у вас на концертах на стойке микрофона всегда что-то висит. Это для красоты, какой-то ваш талисман?


Иван Кирчук: У нас на сцене никогда не бывает ничего просто "для красоты". На свой микрофон я вешаю разные колокольчики, звоночки, ракушки, копыта козы - все, что мне нужно для звука.


- Кажется, что на сцене у "Троицы" всегда порядка 40-50 инструментов.


Юрий Павловский: На каждый концерт мы выносим только малую часть нашего арсенала. Всего в звуке "Троицы" задействовано порядка 250 инструментов, но многие звучат только на дисках, все возить с собой невозможно.


- А зачем вам столько? Ведь есть же электроника, которая сегодня может воспроизвести любой звук.


Павловский: Тогда мы станем похожи на всех. Мы с самого начала забыли о таком подходе, в "Троице" нет ни электроники, ни электрогитар. Тот же крик кукушки Иван Иванович играет на дудке или окарине и это совсем другой звук, совсем другая, не синтезаторная, живая энергия! В песне "Солнце" в альбоме "Журавы" много разных звуков леса, птиц, и мы все это создаем вручную, как это создавал народ.


- Но у вас на дисках звучат не только белорусские жалейка или смык, а, например, турецкий барабан дарбука, и, как написано на обложке одного из  дисков, некое таинственное "дерево дождя"...


Павловский: Это африканский инструмент, высушенный кактус, внутри которого пересыпаются сухие семечки и это напоминает звук дождя. Мы экспериментируем, нам интересен каждый звук, тембр инструментов разных стран мира и мы стараемся все их использовать.


Кирчук: Однажды в Голландии нам подарили немецкую цитру. Мы понятия не имели, как на ней играть, но наш гитарист Юра Дмитриев ее перестроил, и мы сразу записали ее в альбоме "Журавы", где в одной из песен Юра начал стучать колотушкой по струнам - и цитра зазвучала как колокол! Нам это понравилось, и родилась аранжировка под несколько песен.


- Вы сами с детства слушали народную музыку?


Кирчук: Я слушал самую разную. В 70-х играл в ансамбле, мне нравились Deep Purple и Led Zeppelin. Сам я из Лиды, но многие мои родственники жили в деревнях, и в детстве я часто бывал на деревенских свадьбах, именинах и слышал, как мощно поет мой род. Потом, после музучилища, вдруг, совершенно случайно услышал в Минске студенческий хор "Валачанкi", с чего все и началось - изучение и реконструкции народных обрядов, аспирантура Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук... С Юрой Дмитриевым, моим студентом, мы еще в годы его учебы начали наши музыкальные эксперименты.


- И чего вы хотите добиться, аранжируя народную песню?


Кирчук: Мы не ставим никакой особенной цели. Мы берем подлинную мелодию народной песни, подлинный текст, со всеми его диалектическими оборотами. Какие-то строчки иногда меняем местами, иногда придумываем рефрены, припевы свои, усиливаем что-то инструментом, голосом.


- Видимо, такая свобода и дает вашим песням такую силу...


Кирчук: А это уже не мы, это то, что заложено внутри этих песнопений. Наш народ не делал ничего просто так, все звучало в определенное время и по определенному поводу. Когда мы рассказывали нашему голландскому продюсеру, что эта песня из такого-то ритуала или обряда, эта из другого, он очень удивлялся - в Европе такого богатства нет. Вот, например, во время Купалья, праздника летнего солнцестояния, звучат определенные песни. И человек именно через хоровод, пение, ритм, что характерно только для этого праздника, входит в контакт с природой. За каждой песней, мелодией, стоят столетия, и если по тексту мы еще можем определить время - 300-400 лет, то по музыке это иногда невозможно, ведь многие праздники уходят далеко за христианские времена.


- А где же вы берете эти песни? В экспедициях?


Кирчук: Не только. Нам помогает архив республиканского радио, берем материалы в фонолаборатории Института искусствоведения и этнографии.


Работа очень кропотливая. Песен мимо проходят сотни, тысячи, у меня только своего личного архива 100 бобин, не считая десятков CD-дисков, отобрать из этого полтора десятка песен в альбом - очень кропотливая работа. А несколько лет назад мы всей "Троицей" были в экспедиции: 92-летняя бабушка в Михалковичах Логойского района целый час по памяти пела нам.


- А где сейчас ваш этнографический музей, Иван Иванович?


Кирчук: Упакован в чемоданы и хранится в Варшаве, где мы писали последний альбом. Я ведь много лет и песни записывал, и собирал по деревням народные инструменты, рушники, постилки, старинную одежду... Несколько раз мы вывозили музей на фестивали, и он с нами на концертах "выступал". Так, однажды в Голландии нам на десять дней выделили хату, и мы сделали там белорусский музей, показывали втроем представления нашего кукольного театра "Батлейка", давали концерты.


- Такое впечатление, что в Европе "Троицу" знают больше, чем на родине или в России.


Павловский: Мы раньше собирали в Минске тысячные залы, но сейчас от таких концертов отошли - с аудиторией, которая рядом и вся как на ладони взаимодействовать интереснее. А тиражи дисков и вправду невелики. В России официально издан только один из шести наших альбомов, "Сем", зато на "пиратских" развалах живут полные MP3-сборники "Троицы".


- Получается, что дело, в которое вы вкладываете столько энергии, не приносит вам особых дивидендов?


Кирчук: Почему же не приносит? А сама музыка? Она ведь идет от самых корней и дает, знаете, сколько сил?


Досье "СОЮЗа"


Этно-трио "Троица" было создано в 1995 г. С 1999 г. существует в составе: Иван Кирчук (вокал, домра, смык, гусли, дудки, жалейки, губная гармоника, лира, окарины, rainstick) - доцент университета им. Максима Танка, автор реконструкций обрядов и учебных фольклорных программ; Юрий Павловский (ударные) - играл в группе "Князь Мышкин", по образованию конструктор-технолог; Юрий Дмитриев (струнные) - преподаватель гитары. "Троица" выпустила 6 компакт-дисков, записала саундтреки к художественным фильмам, выступила на десятках этнофестивалей за пределами Беларуси.


Андрей Васянин


Vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter