Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Снег – материал благодатный, податливый»: посмотрели, как создают ледяные и снежные скульптуры

Сыграли белыми

Оказавшись в Центральном ботаническом саду на минувших выходных, можно было подумать, что ты попал в чертоги Эльзы, героини мультфильма «Холодное сердце». Одну из аллей украсили десятки причудливых композиций, созданных изо льда и снега. Большинство – в рост человека, а чтобы хорошенько разглядеть некоторые, нужно устремить взгляд в небо. Свои творческие фантазии воплотили в жизнь как профессиональные мастера (скульпторы, дизайнеры и художники), так и учащиеся нескольких профильных учреждений среднего специального и высшего образования. «Знаменка» понаблюдала за творческим процессом.

Учащаяся Мария Семенчик участвует в фестивале впервые...

...а скульптор Александр Соколов – в третий раз

Крепкие морозы и изобилие снега, которыми радует зима в этом году, пришлись очень кстати устроителям фестиваля ледовых и снежных скульптур «Мир кристаллов», который проходит в Минске уже в шестой раз. Установившиеся низкие температуры – гарантия того, что созданные шедевры простоят долго и посетители сада до самой весны смогут любоваться ими и делать яркие снимки на память.






Над созданием скульптур работали восемь команд профессионалов и десять студенческих. По условиям первые во­площали свой замысел изо льда (будущий стройматериал – ледяные блоки размером два на два метра – специально для фестиваля вырезали из водохранилища под Минском и доставляли в сад), вторые – из снега. На улице минус десять градусов, а мастерам все нипочем: кропотливо вырезают из сияющего и переливающегося на солнце льда детали будущей композиции. В арсенале – стамески всех мастей, резцы. Эти же инструменты, кстати, используют и резчики по дереву, вводит в курс дела один из участников фестиваля скульптор Александр Соколов:

– Для того чтобы придать ледяным граням исключительную гладкость, в ход идут и всем привычные бытовые приборы – фены и утюги. Скульптуры создаются в два этапа: сначала строители формируют основной объем из необходимого количества ледяных блоков, затем обрабатывают ледяной массив электрическими и ручными инструментами. Для работы мы используем всевозможные стамески разных размеров и форм, бензо- и электропилы. Работа кропотливая, но не сложнее, чем с любым другим видом материала.





Композиция, над которой трудится скульптор, имеет символичное название – «Надежда»: она изображает птицу, вылетающую из человеческих рук. Александр подмечает: при создании крупномасштабных ледяных фигур нужно обладать объемно-пространственным видением и чувством соразмерности с окружающей обстановкой. Нелишним будет и понимание формы, пропорций и композиции.

А вот учащиеся и студенты только пробуют свои силы на фестивале. Для Марии Семенчик и Полины Колесинской, учащихся 1-го курса специальности «скульптура» гимназии-колледжа имени И. О. Ахремчика, работа со снегом – дебют. Если не считать снеговиков, которых лепили с родителями в детстве, в шутку замечает Мария:

– Композиция, над которой мы работаем, называется «Теплая зима». Да-да, именно так! И в этом нет противо­речия той морозной погоде, которая установилась нынешней зимой. Название метафорично: мы изобразили дружное семейство, со­стоящее из трех медведей, а их шерсть такая теп­лая…





– Как согреваетесь в процессе ра­боты? – интересуюсь.

– Чтобы не мерзнуть, стараюсь очень тепло одеваться: сейчас на мне три слоя одежды. Да и мама позаботилась: купила специальные непромокаемые варежки. Отдельное спасибо устроителям фестиваля: на протяжении всего дня участники могут согреться горячим чаем. 

С горящими от энтузиазма глазами учащийся 2-го курса специальности «скульптор, художник, учитель» Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова Артем Третьякович вырезает из снега свою композицию. Между делом еще успевает помогать то­варищу по колледжу Валерию Карпенкову. Для него, как и для большинства собравшихся здесь ребят, это первые пробы работы со снегом, рассказывает Артем:

– Снег – материал благодатный, податливый. А вот по льду работать гораздо сложнее, он прозрачный: объе­мы, что находятся сзади, ты видишь и спереди. Попробовать свои силы в резьбе по льду довелось буквально за несколько недель до фес­тиваля – на вернисаже в парке Че­люскинцев, организованном нашим колледжем. Композиция, над которой работаю сейчас, называется «Детская радость»: она изображает детеныша бегемота, на нос которому присела бабочка. Скульптуру, кстати, я планирую вырезать изо льда.

Артем Третьякович: – Снег – материал благодатный, податливый

Если в процессе работы автор увлекся и отрезал лишнее, не беда: нужно всего лишь размешать снег с водой и прилепить недостающие деталь или объем, раскрывает некоторые секреты своего дела Артем: 

– А еще нужно учитывать, что по сравнению со снегом лед более плотный материал. С ним мне, кстати, понравилось работать больше.






Чтобы уберечь руки, свой главный рабочий инструмент, от замерзания, поверх обычных вязаных перчаток парень надевает еще и резиновые – они непромокаемые.

Первокурсники Белорусской го­сударственной академии искусств Арте­мий Копач и Илья Леонов из­ваяли на фесте черепаху, на которой возвы­шаются три слона. Композиция отображает миф о том, что Земля плоская и покоится на спинах слонов, которых держит исполинская че­репаха, демонстрирует эскиз из плас­тилина Илья:

– Тема фестиваля, как и в предыдущие годы, произвольная. Ранее мне довелось поучаствовать в нем, обучаясь в гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Все части фигуры вырезаем сообща с напарником – без какого-то разделения обязанностей.



КСТАТИ

Крупнейший в мире фестиваль снежной и ледовой скульптуры ежегодно проходит в китайском Харбине. По размаху с ним могут тягаться лишь японский фестиваль снега в Саппоро и канадский зимний карнавал в Квебеке. Объекты харбинского фестиваля не раз становились героями Книги рекордов Гиннесса: так, скульптурная композиция из двух частей – «Ниагарский водопад» и «Пересечение Берингова пролива» – в длину достигала 250 метров, в высоту – около девяти.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter