Сыграем в «ящик»?..

Если в США до совершеннолетия подросток видит 11 тысяч разного рода убийств и насилий на телеэкране, то российский – 22 тысячиКак известно, первой «картинкой», которую передал на расстояние изобретатель ТВ Зворыкин, было изображение православного креста. Не об этом ли хотел напомнить правительству незадолго до ухода с поста премьера Михаил Фрадков, когда попросил Министерство культуры внести предложения по реорганизации телевидения. И сформулировать их «пожестче».

Глас вопиющего в бардаке
Не секрет, что у нашего народа с телевидением – взаимная нелюбовь. Теледеятели к потенциальному зрителю относятся высокомерно: мол, что покажем, то и «съедите», а телезрители  клянут телевидение как главное зло нынешнего времени. Тем и другим известно: продукция ТВ адресована не столько зрителям, сколько, по большому счету, рекламодателям – те платят деньги. Телезритель, правда, тоже платит, ведь он налогоплательщик, но его деньги – государственные, он ими не распоряжается. Государство же в этом году выплатило телевидению из бюджета чуть ли не 20 миллиардов рублей и явно не требует полезной отдачи.
Общество пытается противостоять телеагрессии. Иерархи официальной Православной церкви взывают к совести  руководства ТВ, напоминая о «картинке» Зворыкина, – может, хоть этот факт вызовет у теледеятелей уважение к Церкви и они поймут, что ее слово необходимо искореженной людской душе. Русская православная старообрядческая церковь в своем обращении к министру культуры А.Соколову заостряет внимание на моральном падении российских СМИ, в том числе телевидения, подчеркивая, что ведется хорошо скоординированная атака сил зла на сознание россиян, особенно молодежи. Соколов вроде услышал, но где результат?..
Литераторы самых разных направлений едины в оценке деятельности телевидения: «Сегодняшнее ТВ, по нашему мнению, не консолидирует людей, не помогает стране выйти из глубочайшего кризиса, а, напротив, зачастую работает на углубление кризиса и обострение противоречий в обществе». Но кто же у нас нынче обращает внимание на писателей…
Даже дети, которых к нынешнему телеэкрану взрослые должны подпускать с большой опаской, тоже недовольны ситуацией. Недавно в прессе было опубликовано письмо школьницы Ю.Полюс из Белгорода, адресованное Президенту России. Она спрашивает: «Имею же я право посмотреть добрую сказку, например «Золушку», или приключенческие фильмы «Кортик», «Том Сойер», «Приключения Электроника» и им подобные?» Судя по экрану, телевидение ее право в расчет не принимает и бомбардирует российских детишек «томами» с «джерри» и прочими иностранными персонажами.
Конечно, мы не против того, чтобы знать, как живут другие народы и нации и что происходит в их культуре. Только не надо нас «кормить» по принципу:  «на тебе, Боже, что мне не гоже» – третьесортными боевиками, триллерами и прочей чепухой, развращающей душу.
 Владимир Путин заметил на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству, что российские граждане должны понимать  культуру других стран и уметь использовать ее лучшие образцы. И подчеркнул при этом, что в стране должны быть созданы все условия для того, чтобы «становление молодого поколения происходило в благотворной атмосфере отечественной культуры, а у молодежи воспитывался вкус и стандарты поведения». Телеканалы, по словам Путина, покупают на международном рынке «абы что, только бы подешевле». Вот и живет наша молодежь «в условиях массированного воздействия на нее суррогатов из-за рубежа». Как видим, недовольство отечественным телевидением всеобщее, и единодушие в обществе, кажется, полное.
Телекриминализация всей страны
И что в результате?  Бросились ли руководители каналов, испытывая угрызения совести после выступления президента, в свои кабинеты, чтобы  перевести стрелки творческого компаса с направления «Деньги» на «Общество»? Нет, конечно. Все на нашем ТВ каким было, таким и осталось. Чуть ли не ежедневно из 24 часов работы Первого канала 3 часа с минутами уходит на новости, около 9 часов – на показ кинофильмов, 3,5 часа отдано шоу-программам, почти 3 часа посвящено криминалу,  почти 4 часа идет передача «Доброе утро», есть время и для рекламы. Без нее-то как же… А если ко времени, отпущенному на криминал, добавить время показа детективов да еще сюжетов, посвященных преступности, в  других передачах, станет очевидным, что тема криминала занимает в суточном показе более 12 (!) часов. То же самое, с небольшими отличиями, происходит на каналах «Россия» и НТВ.
Когда-то на  встрече со студентами журфака МГУ один из владельцев Первого канала в то время Владимир Гусинский заявил, что не нужно обращаться к нему с вопросами о просветительстве и воспитании народа, потому что для него телевидение – коммерческое предприятие и товаром для него являются информация и развлечения. По заветам Гусинского телевидение работает и сегодня: дешевый «товар» – и высокий доход.
Такая коммерциализация дает свои результаты. На одном из шоу Отар Кушанашвили, оправдывая частые выступления «фабрикантов», сказал, что в конце недели народ хочет развлечений. И он прав. К развлечениям, как к наркотикам, телевидение приучило многих.
И  что интересно, критикуя ТВ, мы вынуждены признать, что, несмотря на отдельные исключения, оно работает в рамках законодательства. И если мы недовольны его работой, то прежде всего должны определить: а все ли аспекты теледеятельности определены законами?
Что делать?..
По мнению секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, у нас должен быть общественный, независимый от государства, спутниковый телеканал с развитой интернет-версией, финансировать который могли бы гражданские структуры и бизнес. Одно настораживает: не явится ли такой канал диктатурой того самого бизнеса, который будет его финансировать? Мы же знаем СМИ, принадлежащие Гусинскому, Березовскому… И в то же время общественные телеканалы есть во многих странах Европы.
А что касается наблюдательных советов, о необходимости их еще несколько лет назад говорила заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска. При этом она, правда, замечала: «Однако не будем  путать советы с цензурой – это разные вещи». Сторонники общественных советов успокаивают: если в них войдут по-настоящему авторитетные люди, это будет благо для России.
Есть  предложения сделать телевидение платным: мол, что меня, телезрителя, устраивает, то я и оплачиваю. Кто-то предлагает устраивать ежегодные  всероссийские отчеты руководства телеканалов, когда мнение телезрителей и ответы на их вопросы звучали бы во всеуслышание. Между прочим, опыт такого отчета есть. Во времена перестройки на вопросы телезрителей отвечал руководитель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, человек незаурядного гражданского мужества. Вопросы задавались и из зала, где проходила встреча, и по телефону из самых далеких уголков страны. Не знаю, кто из нынешних руководителей ТВ решился бы на подобное.
Очевидно, что политику телевизионного вещания в стране необходимо менять, и чем скорее мы это сделаем, тем будет лучше для всех. А пока… человек приходит после работы, включает «ящик», и ему  в течение каждого часа преподносят 7-8 убийств, а в перерыве между ними – пьянки, мордобой, секс… Пусть «отдыхает» и «развлекается».

КОММЕНТАРИЙ

Комментарий одного из авторов Законопроекта об общественном телевидении, заместителя председателя Комитета по информационной политике ГД РФ, члена фракции «Единая Россия», депутата Бориса РЕЗНИКА:
– Законопроект об общественном телевидении не раз вносился нами в Госдуму, но получал отрицательные отзывы из-за отсутствия денег. Сегодня деньги появились, и самое время вернуться к этой проблеме.
Общественное телевидение исключает возможность показа коммерческой рекламы. На экране невозможно будет увидеть насилие, эротику, да и просто безвкусицу. Телезритель сможет смотреть политические, научно-познавательные программы, учебные, литературные, музыкальные, детские, развлекательные и другие важные передачи.
Что касается наблюдательных советов, считаю безобразием, что их до сих пор нет в нашем Отечестве. Во всем мире они имеются. Только по-разному называются – «наблюдательные советы», «советы по нравственности» и т.д. Да и как  без них обойтись! Если в США до совершеннолетия подросток видит 11 тысяч разного рода убийств и насилий на телеэкране, то наш –  22 тысячи. Попробуй сбереги в этих условиях психику подростка. В наблюдательных советах следят за исполнением условий лицензий владельцами каналов. При необходимости применяют и репрессивные меры, выписывая нарушителям большие штрафы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter