Сыграем "на интерес"?

Вчера на сцене Национального академического драматического театра им. М.Горького состоялась премьера "Оперы нищих" - под таким названием режиссер Борис Луценко возобновил один из своих самых аншлаговых спектаклей 30-летней давности.
Вчера на сцене Национального академического драматического театра им. М.Горького состоялась премьера "Оперы нищих" - под таким названием режиссер Борис Луценко возобновил один из своих самых аншлаговых спектаклей 30-летней давности. В памяти о настоящем успехе всегда таится соблазн: пережить этот успех по меньшей мере еще раз...

Когда-то именно "Трехгрошовая опера", а также "Макбет" сделали Национальный академический драмтеатр им. М.Горького одним из известнейших театров Советского Союза. Очевидцы вспоминают, как во время гастролей белорусских артистов в Москве разборчивая московская публика с азартом меняла билеты гремевшего в 70-е Театра на Таганке на спектакли Луценко. Восторженные рецензии появились также во влиятельных советских газетах "Правда" и "Известия", хотя острая социальная сатира в белорусском варианте знаменитой пьесы Брехта угадывалась "на раз". Зато публика все "просекла", несмотря на то, что создатели спектакля прикрывались именем ведущего драматурга социалистической Германии Бертольда Брехта, критиковавшего якобы загнивающее западное - и никакое другое - общество.

Но вот еще с весны продвинутый зритель обсуждает новость: Луценко снова работает над "Трехгрошовой" - причем известно, что это будет спектакль о нравственности, а публика жаждет яркого зрелища. Луценко заранее пророчили неуспех...

Продолжить обсуждение, наконец, можно и "по факту" - вчера на сцене русского театра состоялась премьера долгожданного мюзикла. По зрелищности он ничуть не уступает своей первоначальной версии. Но как минимум десяток отличий мне удалось обнаружить.



1. Новый спектакль вышел под названием "Опера нищих". Почти 300 лет назад одноименная пьеса Джона Гэя была чрезвычайно популярна в Европе. Позже по мотивам этого сюжета Брехт и создал свою знаменитую "Трехгрошовую". В новом спектакле Борис Луценко "задействовал" обоих авторов.

2. С актерами произошли свои мета
морфозы. Хотя циничного "короля нищих" по-прежнему играет Александр Ткаченок, сегодня "второе дно" этого Пичема с жизненным опытом явно глубже. А Валерий Бондаренко, первый исполнитель Мэкки-Ножа, за эти годы "дорос" до шерифа полиции.

3. Бандита Макхита в "Опере нищих" играют попеременно любимцы женщин всех возрастов Сергей Чекерес и Алексей Шедько. Прежде у исполнителя роли Мэкки-Ножа конкурента на этой сцене не было, но теперь Луценко так и не смог решить, какому из двух харизматичных мужских типов отдать предпочтение. Придется сходить в театр еще раз...

4. Открываю большую тайну: решать, казнить Мэкки или помиловать, зрительный зал будет каждый вечер в "прямом эфире". Игра со зрителем "на интерес"? Попытка - не пытка: режиссер надеется на нравственное соучастие публики в сюжете спектакля. И хотя маловероятно, что коллективным голосованием публика вынесет смертный приговор Чекересу или Шедько, на всякий случай актеры отрепетировали два варианта финала.

5. Впервые в массовке заняты непрофессиональные актеры. Но поют и пляшут - не хуже. Все началось с клуба поклонников рок-оперы "Анджело и другие". Их страстное желание попасть на сцену руководство театра приняло к сведению, и после проб режиссер отважился ввести некоторых "фанатов" в спектакль. По ходу репетиций выяснилось, что сценический опыт у многих уже был - например, у молодой певицы Елены Ивановой, прославившейся дуэтом с Кириллом Слукой.

6. Танцевальные номера в новом спектакле были отданы на откуп юной Ольге Скворцовой. Ирония судьбы: в свое время Борис Иванович не принял ее на свой курс в Академию искусств, но теперь без опасений доверяет девушке чуть ли не все свои последние постановки. Поскольку опыта Ольга набиралась у самого модного балетмейстера современности Пины Бауш, посетить премьеру стоит уже ради одних танцев.

7. Хотя за основу были взяты те же мелодии Курта Вайля, написанные специально для брехтовской пьесы, в новых аранжировках Алексея Еренькова они стали еще более шлягерными.

8. 30 лет назад действие "Трехгрошовой оперы" разворачивалось в декорациях бродячего цирка. Для "Оперы нищих" подходящим интерьером стал полуразрушенный замок. Весомее стало и количество других многозначительных символов: макет земного шара под "сводами" замка, цветок-мим, "прорастающий" на пепелище...

9. Несмотря на живописность своих костюмов, герои выглядят вполне "в русле времени". Романтичные брюки-клеш 70-х сменились на более сдержанные черные джинсы, стал жестче и спектакль, несмотря на обилие музыки, танцев и реприз. Как это, впрочем, и задумывалось.

10. Когда "Опера нищих" существовала в русском театре только в виде идеи, Ростислав Янковский пытался отговорить друга и коллегу Бориса Луценко от постановки. Что, в принципе, понятно. Хотя эту пьесу Брехта ставят гораздо чаще всех прочих, провальных "Трехгрошовых опер" в мире гораздо больше, чем удачных. И все же у Луценко получилось опровергнуть расхожее мнение о том, что снаряд дважды в одну воронку не падает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter