В месяц с городского таксофона делается в среднем 140 звонков

Свяжемся по старинке

Вы помните, что Чебурашка работал в магазине уцененных товаров и жил в телефонной будке около своего места работы? Интересно, как следующие поколения будут представлять себе эту телефонную будку из «Крокодила Гены и его друзей»? Пока, конечно, таксофоны в Минске и регионах имеются. Правда, их с каждым годом все меньше. В преддверии 17 мая, Дня электросвязи и информационного общества, мы решили проверить, как работают таксофоны и часто ли по ним звонят.

Если увидите большие черные рамы с рекламой города или каких-то товаров, а внутри виден широкий зазор, то знайте, что где-то там скрывается этот синий аппарат.

Ты, он и телефон 

Я родилась в Минске и хорошо помню, где и до какой поры на самых многолюдных улицах стояли таксофонные будки. В детстве родители покупали карточку для звонков, чтобы могла в случае экстренной ситуации набрать их. А что сейчас? Это мы и отправились с фотографом выяснять. 

Начали с простого: посмотрели, где поблизости от редакции есть таксофон. Нашли возле станции метро «Академия наук». Честно скажем, не сразу признаешь. Менее года назад в Минске установили обновленные будки для таксофонов, заменив те, что были нам хорошо знакомы, — с прозрачными окошками. Нынче аппараты как бы спрятаны меж рекламных щитов. 

Когда-то в Минске, еще в 2000-х, таксофонов было несколько тысяч. Сейчас — 131. Если приключится что-то нехорошее, а мобильный телефон, например, разряжен, с таксофона можно бесплатно позвонить в экстренные службы 101, 102, 103, 104, 112. За другие звонки придется платить. Нужно монетки бросать?

Увы, под них наши таксофоны не заточены. Ранее использовались электронные пластиковые карты. Теперь в сервисных центрах РУП «Белтелеком», в отделениях РУП «Белпочта» и киосках ГП «Минсктранс» продаются сервисные телефонные карты (СТК). Также в сервисных центрах предоставляется услуга «Карточный счет» (КС), который можно пополнять даже через ЕРИП, внося любую сумму в любое время, чтобы позвонить с таксофона. СТК обладают теми же возможностями в части предоставления услуг телефонной связи (местной, междугородной, международной), что и КС, но имеют определенный номинал и срок действия. 

Мы нашли карты на почте. На выбор предложили с номиналами 2000, 4000, 8000, 16 000, 30 000 тарифных единиц. Тарифные единицы — это не минуты. В зависимости от того, какого рода телефонное соединение — звоните вы на домашний телефон в Минск, в Москву, на сотовый в Бахрейн или же в справочную, — рассчитываются и тарифные единицы, указанные в памятках пользователей СТК и на сайте «Белтелеком». К слову, при помощи КС или СТК можно позвонить не только с любого таксофона, но и с любого стационарного телефона, даже со своего домашнего. И, конечно, никуда карточку вставлять не надо. Даже в таксофон. 

2000 тарифных единиц — это более 100 минут разговоров в сети РУП «Белтелеком» (междугородные звонки по Беларуси).

Место встречи — вокзал 

Мы приобрели сервисную карту на 2000 тарифных единиц за 3,05 рубля. Это самая дешевая. Самая дорогая — 30 000 тарифных единиц за 39,25. 

Итак, первое место проверки связи — железнодорожный вокзал. Здесь установлено 12 таксофонов на разных этажах. На первом — сразу 4. Распаковав карточку, принялась изучать инструкцию. Первое, что нужно было сделать, — стереть защитный слой, где указан PIN-код карты, 12 цифр. 

Подняла трубку таксофона, оглянулась: не будут ли смотреть, как на динозавра? Но посетителям вокзала было все равно. Да и действительно, какая разница, откуда звоню: с последней модели «яблока» или с таксофона? 

Итак, для начала необходимо было ввести номер 176, после — ожидать голосовых подсказок автоответчика. Женский голос сказал нажать кнопку тонального набора. Нашла ее, несколько вспотев: кнопок много, поэтому ту, где написано «тон.», определила не сразу. Далее нужно было ввести те 12 цифр PIN-кода — небыстрое дело. Затем можно было набирать телефон. Решила звонить не далеко, а сразу в свой карман — на личный мобильный. Звонок состоялся — на экране определился номер таксофона. 

Следующий звонок не получился, потому как допустила всего одну ошибку в наборе PIN-кода — пришлось все переделывать. Эх, поколение пепси-кола! В конце концов вновь все получилось и я даже узнала у оператора, что у меня осталось 38 минут разговора по таксофону. А действует карточка до 27 июня 2021 года. Пусть лежит в кошельке, вдруг пригодится. 

Следующее место проверки — автовокзал. Здесь всего один таксофон, и тот размещен прямо над сидениями. Попросила ожидающего маршрутку подвинуться, чтобы позвонить домой. 

Далее отправились на станцию метро «Институт культуры». Таксофон там установлен прямо на уровне глаз при выходе из метро. Вот тут-то собрали удивленные взгляды прохожих и голубей, которым пришлось уступить площадку у таксофона. В этот раз мы проверяли не исходящую связь, а входящую. Вы что, не знали, что на таксофон можно позвонить?..

Часть таксофонов размещена на улицах и станциях метро, другая — в некоторых больницах и госпиталях, наркодиспансерах, вокзалах, библиотеках, санаторных школах-интернатах, казармах, комендатурах и даже возле главного входа на рынок «Комаровский».

«Оплачивать звонок будете?»

В Минске установлен 61 таксофон, на котором есть функция входящего звонка. Его легко определить: или на сайте «Белтелекома», или посмотреть на табличку у таксофона. Если указан телефонный номер, значит, звонить можно. Мы позвонили на рядом стоящий таксофон и проверили эту функцию. Работает! 

— А поехали к таксофонам, в будках которых парочки целуются! — предложил фотограф, и мы, конечно, ринулись туда, на проспект Независимости, 42, что рядышком с площадью Победы. Приехали, а старых телефонных будок и нет. Весь шарм влюбленного города пропал. Тем не менее сами таксофоны по обеим сторонам проспекта остались — стоят посреди рекламных бордов. Здесь мы хотели проверить функцию «Удобный звонок с таксофона». Представьте себе, что у вас нет ни карточки, ни денег, ни телефона, но вам очень важно с кем-то связаться. Вот для таких случаев можно использовать таксофон — действительно полезная вещь. Как это работает? 

Сняла трубку таксофона, набрала номер 8—11 (он удобно указан на табличке рядом) и дождалась ответа оператора. Очень быстро со мной связались и спросили, куда и на какой номер хочу позвонить, а также как меня представить. В это время подготовленному человеку, участвовавшему в эксперименте, позвонил оператор и спросил, готов ли он разговаривать с Алиной и оплатит ли он этот звонок. Получив утвердительный ответ, оператор нас связала. Кстати, одна минута разговора по домашнему телефону для собеседника из Минска со мной, звонящей с таксофона, составила всего 12 копеек.

Итог нашей проверки таксофонов показал, что все они действующие и имеют интересные функции. Пожалуй, лучшая из предложенных, на наш взгляд, «Удобный звонок с таксофона». Даже если вы вдруг запутались, что и как делать с таксофоном, есть круглосуточная служба сервисной поддержки, номер которой указан рядом с аппаратами. К слову, в среднем в Минске с таксофона совершается 140 звонков в месяц, из них около 40 процентов с помощью услуги «Удобный звонок». В РУП «Белтелеком» прокомментировали:

— С развитием сетей мобильных операторов и телефонной сети РУП «Белтелеком» таксофоны утрачивают былую популярность — их количество постепенно сокращается. Однако компания подходит к вопросу оптимизации таксофонного парка взвешенно. Во-первых, таксофоны сохраняются там, где пользование другими видами связи ограничено, например, в воинских частях, учреждениях пенитенциарной системы и так далее. Во-вторых, таксофонная связь присутствует на вокзалах, в учреждениях здравоохранения, образования и на других объектах, где этот вид связи пользуется спросом. Специалисты РУП «Белтелеком» проводят мониторинг количества звонков с таксофонов. Основным критерием для сохранения таксофонов в том или ином месте является именно востребованность данных услуг населением. 

kasel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ